Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 5 3 0 - Сѣверный фарватеръ, при ширинѣ отъ 200 до 400 саженей и гдубинѣ не меньше 8 саженей, ведетъ къ упомянутымъ двумъ первымъ лкорн/іімъ мѣстамъ; онъ наиболѣе чистъ и удобенъ для захода и можетъ служить также и для дальнѣйшаго плаванія къ третьему якорному мѣсту, но въ такомъ случаѣ наименьшая глу­ бина на немъ будетъ 18 футовъ п ширина около 50 саженей. Западный фарватеръ доступенъ только для мелкихъ судовъ, такъ какъ стѣсненъ шестифутовой банкой у мыса Досчатаго, гдѣ ширина его около 30 саженей при наименьшей глубинѣ 18 футовъ; онъ ведетъ къ третьему якорному мѣсту. Въ полную воду рыбачьи шлюпки ходятъ также и вдоль во­ сточнаго берега губы, оставляя всѣ Шельпинскіе островки къ западу. - Входъ. Губа Шельпинская и островки, въ ней расположенные, съ моря совершенно непримѣтны, и поэтому входъ въ нее даже съ разстоянія 4— 5 миль опознается главнымъ образомъ по знаку Шельпинскому, а затѣмъ по постройкамъ на южномъ островкѣ, которыя видны только между румбами NtW черезъ N до NtO. Кромѣ знака ПГельпинскаго при подходѣ отъ NW -a для опре- дѣленія мѣста судна могутъ служить мысы Ярнишный и Зеленец- кій, а при хорошемъ знаніи мѣстности и мысъ Досчатый по своему обрыву (Шельпинская пахта); при подходѣ отъ востока можно определиться по острову Оленьему Русскому и Бѣлому носу. Опредѣливъ пеленгами свое мѣсто, слѣдуетъ проложить свой курсъ въ разстояніи около 1 '/2 миль вдоль берега и тщательно разсматривать постройки на южномъ островкѣ, если желаютъ входить сѣвернымъ фарватеромъ, и мысъ Досчатый, если желаютъ входить западнымъ фарватеромъ. Для входа сѣвернымъ фарватеромъ должно привести южный островокъ съ разстоянія 1 '/2— 2 миль на S '/2W и держать на сере­ дину его, примѣтную по строеніямъ красноватаго и желтоватаго двѣтовъ (см. стр. 527); курсъ этотъ приведетъ къ первому якор­ ному мѣсту (см. стр. 529), при чемъ осушная банка останется къ W-y. Желая идти на второе якорное мѣсто, слѣдуетъ, не доходя 1‘/ 2 кабельтовыхъ до южнаго островка, измѣнить курсъ на SS0 '/20 и отдавать якорь на параллели середины этого островка посре- дпнѣ пролива между нимъ и восточнымъ берегомъ губы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz