Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 5 0 7 — Въ лѣтнее время нриходитъ до 800, а иногда и до 1000 про- мышленниковъ, и лѣтомъ населеніе Териберки обыкновенно около 1000 душъ; въ рѣкѣ грузится рыбой много судовъ, отправляю­ щихся затѣмъ въ Петербургъ и АрхангельСкъ; такъ что лѣтомъ Териберіса одно изъ самыхъ оживленныхъ мѣстъ на Мурманѣ. Мореходныя суда промышленниковъ останавливаются обыкновенно сначала въ губѣ Лодейкой, а затѣмъ, выбравъ благопріятное время, входятъ въ рѣку. Почтово-пассажирскіе пароходы въ тихую погоду становятся напротивъ становища на глубинѣ 4 саженей, около бара, а при N-хъ вѣтрахъ — въ губѣ Лодейной. Входъ въ губу Териберскую. Мысъ Териберскій опознается очень легко, особенно въ настоящее время, при установленномъ на его оконечности маякѣ. Если судно идетъ отъ N-a или оста, то обогнувъ Териберскій мысъ въ разстояніи около полумили, надо взять курсъ S къ мысу Жилому, на которомъ тоже есть знакъ; вскорѣ можно разсмотрѣть южный берегъ Внутренней Териберской губы, который рѣзхсо выдѣляется своей песчаной низменностью отъ окрестныхъ высокихъ горъ; тогда можно держать на середину этого берега, наблюдая, чтобы мысы Жилой и Деплоранскаго были въ равномъ разстояніп отъ судна. Если желаютъ стать въ іубѣ Лодейной, то можно отъ мыса Жилого идти вдоль его восточнаго берега на S, въ разстояніи кабельтова или двухъ; пройдя около мили, увидимъ губу Лодейную къ SW-y и въ ней здаяія, около которыхъ пристань; затѣмъ обозначится высокій, выдавшійся къ S-y мысъ Девятый, тоже съ пристанью. Когда западная пристань (Мерзлютинская) будетъ на W, тогда повернуть на нее, уменьшить ходъ и тщательно бросать лотъ, наблюдая, чтобы мысы Восьмой и Девятый были въ рав­ номъ разстояніи отъ судна. Какъ только мысъ Териберскій начнетъ створяться съ NO-мъ краемъ Девятаго наволока и глубина умень­ шится до 20 саженей (но отнюдь не меньше), тотчасъ же отдавать якорь посрединѣ входа въ бухту. Только неболынія суда съ ух'лу- бленіемъ до 10 футовъ могутъ отдавать якорь на глубинѣ 15 са­ женей, гдѣ въ грунтѣ къ песку примѣшивается илъ (см. стр. 503). Если желаютъ стать въ губѣ Корабельной, то надо идти вдоль его западнаго берега въ разстояніи кабельтова, остерегаясь осуш­ ного камня (см. стр. 504); когда южный край этого мыса будетъ на остъ, то глубина съ 29 саженей стремительно уменьшится до 12 и 9 саженей; здѣсь можно уже и становиться на якорь, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz