Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 4 7 8 — Дровяного къ мысу Еловому слѣдуетъ считать начало прилива, когда теченіе незначительно и осушныя мѣста еще не закрылись, а для обратнаго плаванія напболѣе удобнымъ временемъ будетъ конецъ прилива. Дальше къ городу обыкновенно не ходятъ по причпнѣ силь- ныхъ теченій. Если баканы у Молочной корги на мѣстахъ, то плаваніе значительно упрощается; оба бакана у этой корги слѣ- дуетъ оставлять къ W-y на близкомъ разстояніи. Для дальнѣйшаго плаванія къ городу Колѣ слѣдуетъ дождаться времени малой воды, когда всѣ осыхающія мѣста наружу и дѣй- ■ствуетъ слабое отливное теченіе; тогда надо держать посрединѣ между осушными отмелями и отдавать якорь на глубинѣ 5 — 6 саженей, грунтъ илъ съ пескомъ, мѣстами камень, имѣя город­ ской соборъ въ створѣ съ коргой Долгой по румбу SO 10°. При якорныхъ стоянкахъ на Кольскомъ рейдѣ капитанъ Депло- ранскій рекомендуетъ класть руль на бортъ во время смѣны тече- ній, чтобы якорь былъ чистъ. Къ мысу Елову и далѣе къ Колѣ могутъ подходить только суда съ углубленіемъ до 10 футовъ, да и то 9 футовый баръ у корги Молочной они должны проходить въ половинѣ прилива или въ полную воду. Мелкія суда во время прилива входятъ въ рѣку Колу между городомъ и островомъ Монастырскимъ. Для зимовки коляне поднимаютъ свои суда на городки, складываемые изъ деревянныхъ обрубковъ. Городская пристань находится въ сѣверной части города у берега рѣки Колы; къ ней даже шлюпки могутъ подходить только въ полную воду, въ малую же приходится приставать къ камнямъ около NW-ой оконечности городского мыса, со стороны рѣки Туломы, но здѣсь надо оставлять бдительнаго дневальнаго, чтобы шлюпку не унесло сильнымъ теченіемъ и не било о камни при начавшемся приливѣ; тогда лучше 'перевести шлюпку къ город­ ской пристани.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz