Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 4 7 6 — есть даже и капитаны изъ колянъ, нѣкоторые ходятъ въ Норвегію на собственныхъ' судахъ и торгуютъ мукой и лѣсомъ, вообще въ лѣтнѣе время въ Колѣ только старики, дѣти и женщины; впро- чемъ и послѣднія. прининаютъ дѣятельное участіе въ общей работѣ, занимаясь сборомъ ягодъ, а иногда и морскими промыслами наравнѣ съ мужчинами. Въ Колѣ разводится незначительное количество картофеля, есть рогатый скотъ, овцы, лошади и олени. Жителямъ отпускается изъ казенныхъ лѣсныхъ дачъ около 400 саженей дровъ и до 1500 строевыхъ деревьевъ. Городскихъ доходовъ въ 1893 году было 1297 рублей, расходовъ 1594 рубля ('). Снабженіе. Прѣсная вода есть въ городскихъ колодцахъ, но наливаться удобнѣе всего въ рѣкѣ Туломѣ, по берегамъ іготорой, н въ особенности на впадающей въ нее рѣкѣ Шойнѣ, есть поря­ дочный строевой лѣсъ. Въ городскихъ лавкахъ можно получить колоніальные товары, сухую провизію и мелкіе предметы корабель- наго снабженія, но все въ сравнительно неболыпомъ количествѣ; свѣжій хлѣбъ и мясо надо предварительно заказать. Колоніальные товары, и вообще все заграничное, въ ТСолѣ гораздо дороже, чѣмъ въ болыпихъ становищахъ Мурмана, такъ какъ Кола не пользуется правами порто-франко; цѣны на русскіе товары иногда значи­ тельно выше архангельскихъ. Мелкія суда могутъ чиниться на обсушкѣ около города; свои суда коляне строятъ сами изъ мѣст- наго лѣса, но ремесленниковъ между ними мало. Сообщеніе. Въ лѣтнее время, съ половины марта до конца сентября, -сообщеніе поддерживается пароходами Архангельско- Мурманскаго общества, которые, впрочемъ, останавливаются въ 5 верстахъ отъ города у мыса Дровяного, а затѣмъ до города переправляются на пароходныхъ шлюпкахъ, такъ какъ мѣстные жители перевозкой пассажировъ не занимаются. Кромѣ того, въ лѣтнее время существуете и сухопутное сообщеніе съ Кандалакшей, отчасти пѣшкомъ и отчасти на лодкахъ. Лѣтняя дорога отъ Колы до Кандалакши на протяженін 229'Д верстъ проходится обыкно­ венно въ 3 сутокъ; изъ всѣхъ лодочно-пѣшеходныхъ путей на сѣверѣ, это наиболѣе устроенный и лепсій. Мѣстами пѣшеходная дорога такъ хороша, что производить впечатлѣніе проѣзжей: на f1) См. Энциклопедическій словарь Брокгауза и Ефрона. Кола и Кольскій уѣздъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz