Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 416 — лидъ. На практикѣ, для 1900 года, лучше принимать среднюю величину склоненія изъ всѣхъ наблюденій, а именно 5° 42' во­ сточное. Достоинства и недостатки гавани. Уже давно Екатеринин­ ская гавань признана лучшимъ мѣстомъ на нашемъ Мурманѣ для зимовки болыпихъ судовъ. Съ 174-1 по 1744- годъ здѣсь зимовали строившіеся въ Архангельскѣ корабли, такъ какъ догрузка ихъ послѣ перевода черезъ баръ Сѣверной Двины тамъ была признана неудобной, и матеріалы, провіантъ и разные припасы предпочтено было доставлять въ Екатерининскую гавань, отчасти на портовыхъ ластовыхъ судахъ, а отчасти и сухимъ путемъ, черезъ Колу. Затѣмъ въ гавани зимовали суда Бѣломорской компаніи, а вь настоящее время, уже много лѣтъ, зимуютъ пароходы администра­ тивный и Архангельско-Мурманскаго товарищества, при чемъ жалобъ на какія-либо неудобства гавани слышно не было. Еще Литке совершенно справедливо замѣтилъ, что *нельзя вообразить стоянки безопаснѣе и спокойтъе », какъ въ Екатеринин­ ской гавани, и дѣйствительно, напримѣръ во время жестокаго равноденственнаго шторма отъ N-a, съ 1 по 4 сентября 1894 года, когда въ морѣ погибло много судовъ и почтовые пароходы опоз­ дали на три дня прпходомъ, въ гавани было спокойно и шлюпки крейсера «Вѣстникъ» ходили на промѣръ. Приглубые берега и хорошій грунтъ позволяютъ становиться на якорь по всей длинѣ гавани, какъ посрединѣ ея, такъ и швар- товясь къ ея берегамъ и пристанямъ. Затѣмъ, изъ незамерзающихъ гаваней Мурмана, Екатеринин­ ская имѣетъ наиболѣе удобное сухопутное сообщеніе съ внутрен­ ними губерніями Россіи, а входъ въ неё и въ узкій Кольскій за­ ливъ легко могутъ быть сдѣланы недоступными для непріятель- скаго флота. Къ числу преимуществъ гавани слѣдуетъ отнести также близкое сосѣдство съ ней болыпихъ бухтъ Налы и Оленьей, а также Кислой и Горячинской, гдѣ тоже могутъ становиться на якорь суда, а въ первыхъ двухъ и зимовать. Къ числу неудобствъ гавани относятъ обыкновенно ея большую глубину, непригодность береговъ для возведенія на нихъ зданій, узкость входа, не позволяющая лавировать паруснымъ судамъ, отсутствіе рейда передъ входомъ въ гавань, нѣкоторую отдален­ ность отъ обыкновеннаго пути судовъ и наконецъ суровость гори­ стой мѣстности, могущей будто бы навести уныніе на жителей гавани.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz