Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 284 — бросая лотъ, серединой губы до якорнаго мѣста въ 150 саженяхъ отъ островковъ, по курсу лежащихъ, на глубинѣ 6 саженъ, гдѣ грунтъ камень, нзрѣдка песокъ (см. стр. 281). Такъ какъ вход- ныя вѣхи очень малаго размѣра и усматриваются уже при самомъ входѣ въ губу, то лучше всего заблаговременно, особенно въ пасмурную погоду, привести середину губы на SW или SW‘/ 2W и именно этимъ курсомъ подходить къ губѣ, не особенно полагаясь на вѣхи, которыя къ тому же ставятся на слишкомъ малыхъ для большого судна глубинахъ (12 и 21 футъ). Во всякомъ случаѣ, западное илечо губы, мысъ Тонинъ надо проходить не ближе трехъ кабельтовыхъ, или островокъ, около него лежащій, въ разстояніи двухъ кабельтовыхъ, а мысокъ, выдавшійся отсюда напротивъ, у восточнаго берега губы, не ближе, какъ въ двухъ или 2 Ѵ 2 ка­ бельтовыхъ; лучше же всего держаться посрединѣ между вѣхъ, въ разстояніи около 1 */а кабельт. отъ каждой, такъ какъ ширина прохода между ними около 3 !/ 2 кабельтовыхъ. Для малыхъ судовъ съ углубленіемъ до 10 футовъ, которыя могутъ становиться на якорь п за островками (смотри выше), капитанъ Деплоранскій даетъ нижеслѣдующее наставление: Желая стать на якорь за островками, необходимо заблаговре­ менно приготовить верпъ для завоза съ кормы и шлюпку къ спуску, и входя въ губу, держаться ея середины, привести четвертый остро­ вокъ съ крестомъ на SSW въ разстояніи 75 саж. отъ него и взять съ этой точки курсъ на SW 34°, оставляя четвертый островокъ къ О-у п западный край его въ 10— 15 саженяхъ; прійдя на тра- верзъ креста повернуть на W и отдавать якорь на глубинѣ 14— 15 ф., на WNW отъ него п тотчасъ-же завести верпъ съ кормы по направленію на SW; наименьшая глубина по фарватеру 14 футовъ. При заходѣ слѣдуетъ принимать во вниманіе высоту волненія, осадку судна п высоту воды; къ этому необходимо при­ бавить, что пятый островокъ въ сизигійныя полныя воды почти покрывается водой и къ N-y отъ него расположены двѣ осыхаю- щія корги. Заходъ безопаснѣе въ малую воду. Ііарусиыя суда при вѣтрахъ отъ NW-a черезъ N до О-a могутъ руководствоваться вышеизложеннымъ наставленіемъ; при штилѣ же и вѣтрахъ отъ NW-a черезъ W и S до О-a должны стать на якорь на указан- номъ мѣстѣ, т. е. въ 75 саж. отъ четвертаго островка, имѣя его на SSW, на глубинѣ 4 саженъ при грунтѣ песокъ и камень и втягиваться за островки, пользуясь верпомъ, а также рымомъ на четвертомъ островкѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz