Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 195 — всего Финмаркета. Изъ всѣхъ городовъ Финмаркена Вадсз отли­ чается наиболѣе пріятнымъ и сухимъ климатомъ; средняя темпе­ ратура лѣта + 10 ° Цельсія, зимы — 12 1[ ° Ц ., но морозы болѣе 12 ‘/ а° Цельсія рѣдки ('). Городъ содержится опрятно, дома по боль­ шей части деревянные на каменномъ фундаментѣ, улицы прекрасно шоссированы; есть кирка, школа, главная таможня, почтово-теле- графная контора, водопроводъ, паровая фабрика для выдѣлки удоб- ренія изъ рыбьихъ отбросовъ; имѣется также небольшой госпиталь. Берега материка около города пологіе и ровные, къ водѣ мѣстами встрѣчаются неболыпіе гнейсовые обрывы, поверхность береговъ покрыта толстой тундрой, и въ восточной части попадаются выдав­ шиеся мысы съ небольшими утесами, вершины которыхъ тоже покрыты тундрой. Между городомъ и деревней Кипой (Kiby) есть возвышенность Мелъкеварденъ (Melkevarden), высотой до 890 ф. надъ уровнемъ моря. Промыслы и торговля. Главное занятіе жителей Вадсэ состоитъ въ рыболовствѣ, китоловствѣ, морскомъ звѣриномъ промыслѣ и въ торговлѣ съ русскими поморами изъ Бѣлаго моря, которые здѣсь ведутъ еще болѣе оживленную мѣновую торговлю, чѣмъ въ Вардэ; лѣтомъ здѣсь бываетъ до 125 поморскихъ судовъ ( ‘) и почти всегда въ гавани стоить около 20 нашихъ судовъ, мѣняющихъ въ теченіе лѣта муку на рыбу С2). Главные предметы вывоза заключаются въ соленой и сушеной рыбѣ, жирѣ изъ тресковой печени, удобреніи изъ рыбьихъ отбросовъ и т. п., всего въ 1891 году на сумму около 250000 рублей. Предметами ввоза служатъ: уголь, соль, сухая провизія, строевой лѣсъ и доски, всего въ томъ же году на сумму около 200000 рублей (3). Товары перевозятся глав­ нымъ образомъ на норвежскихъ судахъ и на судахъ русскихъ поморовъ. Снабжѳніѳ. Въ Вадсэ можно пополнить запасы воды, угля и провизіи, но тамъ нѣтъ доковъ и какихъ-либо средствъ для починки судовъ; мелкія суда могутъ въ полную воду вытянуться для починки на одну изъ осушныхъ отмелей. Угля имѣются значитель­ ные запасы, принадлежащее Бергенской и Нодерфіельдской паро(') Эициклопедпческій словарь Брокгауза. Томъ IX , стр. 357. (2) Островскій. Путеводитель по сѣверѵ Россіп. Стр. 115. (3) Norway pilot. Езданія 1894 года. Страница 548. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz