Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 189 — грунтъ песокъ; послѣднее мѣсто опредѣляется пеленгами: крѣпо- стной флагштокъ N0 59°, западный край острова Вардэ NW 10 ° и его юго-западный край SO 32°. Мелкія суда становятся еще ближе къ берегу на глубинѣ отъ 5 до 6 саженей, грунтъ песокъ п мелкій камень, въ разстояніи 1 ‘/ 4 кабельтова отъ берега. Шлюп- камъ приставать здѣсь къ острову удобно. Можно становиться на якорь также подъ берегомъ материка посрединѣ бухточки, вдав­ шейся противъ крѣпости, на глубинѣ отъ 3 ‘/ 2 до 5 саженей, грунтъ каменистый; здѣсь закрыто отъ всѣхъ вѣтровъ, исключая SO, но грунтъ плохой, глубины измѣняются неправильно и шлюп- камъ при малой водѣ приставать къ берегу неудобно. Для мелкихъ судовъ есть также небольшое якорное мѣсто между юго-западной оконечностью острова Тювехольмъ и дерев­ ней Южный Смельроренъ ‘(Ostre Smelroren). Входъ въ проливъ Буссѳ-зундъ. Входя въ проливъ со сѣвера, надо придержаться къ берегу материка, чтобы разсмотрѣть проливъ и островокъ Тювехольмъ, а затѣмъ держать на одну треть всей ширины пролива, ближе къ острову Вардэ, и идти курсомъ StO, оставляя вправо, въ раз- стояніп 1 '/ 2 кабельтовыхъ островокъ Тювехольмъ и камень Смель- рореншеръ, обозначенный желѣзнымъ столбомъ, а влѣво въ такомъ же разстояніи банку Энгель, обозначенную желѣзной сваей съ ша- ромъ на вершинѣ. Когда эта банка будетъ пройдена и крѣпость выйдетъ изъ за выдавшагося мыска острова, который слѣдуетъ оставлять въ 27 2 кабельтовыхъ къ востоку, то можно держать на SSO къ юж­ ному краю острова Вардэ, пока крѣпостной флагштокъ не будетъ на N 0 или NNO, гдѣ и отдавать якорь на глубинѣ 8 — 9 саже­ ней; грунтъ мелкіи песокъ и мѣстами илъ. (См. стр. 188). Идя въ проливъ отъ юга, тоже слѣдуетъ придержаться къ берегу материка на милю, чтобы проливъ весь хорошо былъ ви- денъ, и затѣмъ идти срединою его курсомъ NNW или NtW, оставляя влѣво камень Свартнесшеръ, обозначенный желѣзнымъ столбомъ, а вправо рифъ, идущій отъ SW-ой оконечности острова Вардэ, къ которой не слѣдуетъ подходить ближе трехъ кабель­ товыхъ. Если желаютъ стать на якорь у крѣпости, то, приведя ея флагштокъ на NNO или N0, правятъ на этотъ флагштокъ, пока не прпдутъ на якорное мѣсто, указанное на стр. 188; если же имѣютъ намѣреніе только пройти проливомъ, то идутъ его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz