Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 182 — Торговля и промыслы. Главное занятіе жителей Вардэ со­ стоитъ въ рыболовствѣ, затѣмъ въ китоловствѣ (на ближайшемъ берегу материка дѣйствуютъ два китобойныхъ завода), морскомъ звѣрнномъ промыслѣ, но кромѣ того, удобства гавани Вардэ дѣ- лаютъ этотъ портъ складочнымъ мѣстомъ для всего сѣвера Европы къ востоку отъ Нордкапа, а отчасти даже и для сѣвера Азіи до Енисея, такъ какъ всѣ суда, нанравляющіяся въ Карское море, обыкновенно заходятъ въ Вардэ для пополненія запасовъ угля и провизіи, что конечно даетъ хорошій заработокъ горожанамъ. Весь Мурманъ снабжается не только рыболовными принадлежно­ стями и снастями норвежскаго производства ('), но также одеждой, разными колоніальными товарами и даже овощами (картофель, лукъ и т . п.) при посредствѣ купдовъ въ Вардэ, особенно когда Бѣлое море заперто льдомъ. Суда, направляющіяся въ Бѣлое море за лѣсомъ, очень часто привозятъ въ Вардэ грузъ соли и угля іі берутъ здѣсь балластъ для дальнѣйшаго плаванія. Вардэ ведетъ довольно значительную мѣновую торговлю съ русскими поморами, которые привозятъ сюда на своихъ судахъ муку, солонину и лѣсъ, а въ обмѣнъ получаютъ соль и главнымъ образомъ рыбу. Вслѣд- ствіе единодушія норвежскихъ купцовъ и разрозненности нашихъ поморовъ, торгъ обыкновенно клонится къ невыгодѣ послѣд- нпхъ (2). Въ началѣ весны, когда на Мурманѣ еще нѣтъ трески, въ Вардэ собирается много русскихъ промышленниковъ. Вообще наплывъ русскихъ здѣсь такъ значителенъ (бываетъ до 670 судовъ ежегодно, считая шняки и іолы), что нѣсколько лѣтъ тому назадъ русскіе выстроили въ Архангельскѣ церковь, которую предпола­ галось перевезти въ разобранномъ видѣ въ Вардэ, но норвежское правительство почему-то не разрѣшило. Главные предметы вывоза изъ Вардэ — китовый жиръ и усъ, соленая и сушеная рыба, гуано и отчасти гагачій пухъ, всего въ 1892 году на сумму- около 800000 рублей, а главные предметы ввоза уголь, соль, мука, строевой лѣсъ и разная провизія, всего въ томъ же году на сумму около 300000 рублей (3). 1‘] .Іучшія промысловая снасти выдѣлываются на паровыхъ канатныхъ заводахъ Клафтона и Пахомова въ А рхангельск, гдѣ также виѣются снасти мѣсгной руч­ ной выработки; послѣднія меиѣе прочны, а потому и дешевле первыхъ. (2) Въ 1898 году давали за куль муки пять бочекъ соли, за бочку солонины— 15 бочекъ солп (Арх. Губ. Вѣд. 1898 г. № 52). (3) Norway pilot. Часть II, стр. 543.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz