Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 175 — быстро. Замѣчено, что въ 5 или 6 миляхъ отъ берега теченіе переходитъ къ отливу отъ прилива черезъ остъ, постепенно осла- бѣвая, а отливное теченіе переходитъ къ приливному черезъ W, подобно тому, какъ въ Бѣломъ морѣ у Орловскихъ кошекъ ('). Прикладной часъ 5 ч. 41 м. (2), возвыпгеніе прилива до 10 футовъ. Склонѳніѳ компаса для 1900 года 2 ° 35' О-е, годовое увели- ч е н іе -(- 6 , 1 ' (3). Лоцмана. Въ Вардэ имѣется станція коронныхъ норвежскпхъ лоцмановъ, которые встрѣчаютъ и проводятъ въ гавань суда, приходящія съ моря, обыкновенно за милю отъ берега, но случа­ лось, что суда, направлявшіяся отъ юга въ проливъ Буссе-зундъ, встрѣчались лоцманами уже при самомъ входѣ въ проливъ. Лоц­ манская плата въ Вардэ довольно высокая. Такъ какъ при восточ- номъ входѣ въ Магерэ-зундъ станціи коронныхъ лоцмановъ не имѣется, а есть только вольные лоцмана въ селеніи Чельвикъ,. то нѣкоторыя суда запасаются лоцманомъ въ Вардэ для входа въ Гаимерфестъ. Прочія свѣдѣнія о лоцманахъ смотри выше на стр. 164. Островъ Вардэ (Vardo), самый большой пзъ всей группы, со­ стоитъ изъ двухъ частей, соединенныхъ низменнымъ перешейкомъ; западная часть острова протянулась по румбу N tW— StO парал­ лельно берегу материка почти на три мили въ длину и только отъ 200 до 350 саженей въ ширину, а восточная часть имѣетъ болѣе округлую форму, расположена по' тому же румбу, но при длинѣ около 1000 саженей имѣетъ ширину уже болѣе 400 саженей; надо полагать, что когда-то эти двѣ части острова были отдѣль- ными островами, соединившимися, при помощи поднятія дна и песчаныхъ наносовъ, низменнымъ перешейкомъ, при посредствѣ котораго проливъ превратился въ двѣ бухты: Сѣверную или Вестъ-Вагенъ (Vest-Vaagen) и Южную или Остъ-Вагенъ (Ost-Vaa- (*) Рейнеке. Гидрографическое оппсаніе Сѣвернаго берега Роесіп. Часть II, стр. 224. (2) Norway pilot изданія 1894 года, стр. 543. (3) Такъ какъ годовое увеличеніе. склоненія для всего Мурманскаго берега принято —{—6f, l , то о иеыъ далѣе упоминаться не будетъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz