Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 165 — встрѣчаются въ южной и средней части этой страны. Лоцмана, сдавшіе правительственный экзаменъ, снабжены металлическими бляхами съ надписью «lods», т. е. лоцманъ, увѣнчанный короной. Желая получить лоцмана у береговъ Норвегіи, слѣдуетъ дѣлать лоцманскій сигналъ заблаговременно, такъ какъ лоцмана иногда бываютъ заняты другими работами, и потому требуется время для снаряженія лоцманскаго бота. Большинство изъ норвежскихъ лоц- мановъ понимаетъ по англійски, нѣкоторые говорятъ и по нѣмецки. Въ Вардэ имѣются иногда лоцмана, знающіе фарватеры по всему норвежскому берегу, а также и такъ называемые ледяные лоцмана для плаванія въ Карскомъ морѣ и полярныхъ странахъ, но судну, желающему получить такого лоцмана, слѣдуетъ заказать его заблаговременно телеграммой. Мѣстные жители хорошо знаютъ берега, изъ нихъ шхипера мелкихъ нромысловыхъ шхунъ могутъ служить хорошими лоцма­ нами на значительномъ протяженіи береговъ, но въ лѣтнее время они обыкновенно заняты промыслами. Лоцманекіе сигналы ('). Нижеслѣдующіе сигналы, сделан­ ные оба или только одинъ, служатъ для вызова лоцмана у бере­ говъ Норвегіи днемъ: № 1. Національный коммерческій флагъ съ бѣлой каймой во- кругъ него, занимающей около одной пятой части всей ширины флага, поднятый на передней мачтѣ. № 2. Лоцманскій сигналъ, обозначаемый буквами Р Т между­ н ародная свода сигналовъ. Нижеслѣдующіе сигналы № 1 и № 2, сдѣланные также оба пли только одинъ, служатъ для вызова лоцмана ночью: № 1. Фалшфейеръ (blue light), сжигаемый черезъ каждыя 15 минутъ. № 2. Яркій бѣлый огонь, показываемый прямо надъ планшп- ремъ въ продолженіе около 1 минуты, съ короткими перерывами. Сигналы о бѣдствіи у береговъ Норвегіи (‘), Нижеслѣдующіе сигналы о бѣдствіи Л'? 1, Л» 2 п Л» 3, показанные вмѣстѣ или отдѣльно, дѣлаются днемъ: Х і 1. Пушечные выстрѣлы черезъ промежутки времени около 1 минуты. (‘) Norway pilot. ІІздапіе 1894 г. Часть II, стр. 25 — 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz