Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 161 — отъ 120 до 150 миль, т. е. до траверза восточнаго края полу­ острова Рыбачьяго или же до траверза острова Кильдина, при чемъ эти берега будутъ едва видны съ рангоута судовъ; пройдя Рыбачій илп Кильдинъ, можно взять курсъ SO къ мысу Городец­ кому, стараясь его, а также и Святой носъ, проходить въ раз- стояніи около 10 миль. Если по разсчету острова Вардэ прихо­ дится проходить ночью въ хорошую погоду и при вѣтрѣ съ берега, то отъ Нордкина лучше взять курсъ SOtO, а не S 0 t 0 '/ 20 ,- чтобы имѣть возможность определить свое мѣсто по крюйсъ - пеленгу двадцатимильнаго маяка Вардэ ('), пмѣя въ виду, что далѣе до Святого носа будутъ только маячные огни съ горизонтомъ 10— 12 миль. Проходя Нордкапъ при свѣжемъ N-мъ или NO-мъ вѣтрѣ съ пасмурностью, лучше взять курсъ OSO до меридіана Вардэ, а отсюда спуститься на SOtO, чтобы не оказаться въ опасномъ положеніи, если вѣтеръ зайдетъ къ востоку или сильно засвѣжѣетъ. Этотъ курсъ ведетъ еще дальше отъ берега, чѣмъ первый изъ указан- ныхъ для парусныхъ судовъ, и потому берега врядъ ли будутъ видны. При штормахъ отъ востока нѣкоторыя парусныя суда у Нордкапа дѣлаютъ длинный галсъ къ N-y или NNO-y, отходя отъ этого мыса на разстояніе до 50 и даже до 100 миль въ надеждѣ получить вдали отъ береговъ болѣе благопріятнын вѣтеръ. Во всякомъ случаѣ, передъ входомъ въ Бѣлое море необходимо приблизиться къ Святому носу миль на 10— 15, чтобы опре- дѣлить свое мѣсто по его маяку и затѣмъ провѣрить опредѣле- ніе по маяку на мысѣ Городецкомъ. Въ лѣтнее время и особенно малымъ паруснымъ судамъ нѣтъ опасности держаться и ближе къ берегу, такъ какъ вѣтеръ рѣдко достигаетъ такой силы, при которой нельзя было бы управляться парусами; если же это и случится, то можно укрыться въ одной изъ бухтъ Мурманскаго берега. Осенью, въ темныя ночи и въ мѣстностяхъ, лишенныхъ маячныхъ огней, лучше не приближаться къ берегу до того мѣста, въ которое намѣрены спуститься. . _ Надо замѣтить, что если случится заштилѣть близъ берега, то теченіе прилива и зыбь могутъ приблизить къ опасностямъ, но (*) Цримѣчаніе. Въ мѣстахъ, гдѣ существуютъ прплпво-отлнвныя теченія, х а ­ рактеръ которыхъ не можетъ быть точно указанъ лоціею, онредѣленіе мѣста корабля по кргойсъ-пеленгу будетъ неточно. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz