Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.
— 144 — Подъ парусомъ шняка ходить лучше, когда сидптъ на ровный киль. При нѣкоторыхъ шнякахъ имѣется якорь пли дрекъ вѣсомъ около 1’/ 2 пудовъ, но многія довольствуются самодѣльными дере вянными якорями и оплетенными камнями; компасовъ не пмѣется. Экипажъ шняки состоитъ обыкновенно пзъ четырехъ человѣкъ: коритка или рулевого, который, спдя на рулѣ, въ тоже время под- гребаетъ однимъ или двумя небольшими веслами и распоряжается ловомъ; веселъщикь илп гребецъ въ носовой части гребетъ двумя веслами, а посрединѣ шняки помѣщаются тяіелыцикь или тяглецъ, выбирающій вмѣстѣ съ коршикомъ рыболовную снасть, и нажи- вляльщикь или наоюиводчикъ, насаживающій на крючки наживку и снимающій съ нихъ пойманную рыбу; тяглецъ и наживлялыцикъ имѣютъ по одному веслу на каждаго. Кромѣ того, на многихъ шнякахъ бываетъ еще зуекъ, мальчишка лѣтъ 9 — 12 и старше, который готовить кушанье, лазаетъ на мачту для распутыванія снастей и вообще псполняетъ всевозможныя порученія, а въ ста- новищѣ, когда промышленники отдыхаютъ, зуйки дѣятельно заняты распутываніемъ крючковъ въ рыболовной снасти п снима- ніемъ наживки. Шняки строятся въ Бѣломъ морѣ, стоимость новой шняки отъ 80 до 100 рублей, продолжительность службы 15 — 20 лѣтъ. Еарбасами называются лодки болѣе легкія, чѣмъ шняки, съ болѣе острымъ образованіемъ подводной части и въ общемъ меньшихъ размѣровъ, такъ что для промысла на легкпхъ карбасахъ требуется уже не четыре, а три и даже два человѣка, въ зависимости отъ величины карбаса. Носовое и кормовое обра- зованіе у карбасовъ тоже довольно острое; эти шлюпки на боль- шомъ волненіи подъ веслами обладаютъ лучшими морскими каче ствами, чѣмъ наши военныя шестерки. Лодки лопарей тоже меньшихъ размѣровъ, чѣмъ шняки, и на нпхъ обыкновенно рабо- таетъ трое промышленниковъ, отчего эти лодки называются тройниками. Порвежскгя іолы въ общемъ имѣютъ видъ судовъ древнихъ викинговъ съ очень высоко поднятыми форъ-штевнемъ п ахтеръ- штевнемъ и очень острымъ образованіемъ въ носовой и кормовой частяхъ. Іолы въ общемъ очень легкія суда весьма различны хъ размѣ- ровъ, начиная отъ небольшой шлюпки, которую можетъ вытащить на берегъ одинъ человѣкъ, но которая въ тоже время можетъ поднять до 10 человѣкъ народу — и, наконедъ, кончая довольно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz