Морозов, Николай Васильевич. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря / сост. Корпуса флот. штурманов штабс-кап. Н. Морозов. – Санкт-Петербург : Типография морского министерства, 1901. – [5], IV, 712 с. : карт.

— 143 — Къ этому же времени, пли немного раньше, нриходятъ изъ Бѣлаго моря и лѣтніе промышленники, лѣтняки, принадлежащее обыкновенно къ болѣе мелкпмъ хозяевамъ или же самостоятель- нымъ промышленникамъ и занимающееся промысломъ, главнымъ образомъ, въ восточной части Мурмана. Наиболѣе распространенный типъ промысловаго судна — шняка, затѣмъ іола или ёла и наконедъ карбасы. Шняка (shneke), тяжелая безпалубная шлюпка отъ 30 до 39 футовъ длиной при наибольшей ширинѣ отъ 7 до 8 '/ а футовъ и углубленіи отъ 2 до 2 ;/ 2 футовъ; поднимаетъ грузу отъ 200 до 250 пудовъ, при чемъ углубляется до 23/ 4 фут. Днище шняки, посредииѣ ея, нлоскаго образованія, киль довольно широкій, носо­ вая и кормовая часть остраго образованія. Внутреннее пространство шняки раздѣляется переборками на шесть банокъ или заборннцъ; крайнія заборницы, въ носу и въ кормѣ, покрываются деревянной настилкой и въ нихъ промышленники отдыхаютъ послѣ работъ, а также хранятъ провизію; средняя заборница или банка назы­ вается карой ; въ ней помѣщаются рыболовныя снасти, а осталь- ныя банки или чердаки служатъ для складки пойманной рыбы. Въ томъ мѣстѣ, гдѣ шняка пмѣетъ наибольшую ширину, обыкновенно впереди ея средины, на У3 длины киля, ставится еловая мачта — однодеревка, длиной отъ 9 до 10 аршинъ, на которой поднимается одинъ рейковый парусъ, называемый благо­ датью; верхняя и нижняя его шкаторины почти одинаковы, около 8 аршинъ, боковыя шкаторины до 10 аршинъ; на парусѣ два рифа, первый приходится на ‘/ 3 длины боковой шкаторины, считая отъ нижней шкаторины, а второй рпфъ — нѣсколько выше средины паруса. Длина рея на '/ 2 аршина болѣе ширины паруса. Шняка довольно остойчива, поднимаетъ сравнительно съ своей величиной много груза, удобна для вытаскиванія на берегъ и для обсушки при отлпвѣ въ мелководныхъ становнщахъ, но благодаря своей тяжести, плоскому образованію днища и отсутствию перед- няго паруса врядъ ли можетъ обладать хорошими мореходными качествами. Впрочемъ, говорятъ, что вслѣдствіе остраго образо- ванія носовой и кормовой части и достаточной ширины киля, шняка можетъ ходить въ бейдевиндъ до 4 ‘Д румбовъ отъ вѣтра ('), но это сомнительно. (і) Козлове. Бѣломорская ишяка. Русское судоходство 1398 года № 192—193 страница 98—104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz