Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским. В 2 ч. Ч. 1. Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица. I. Духовные стихи. II. Былины и исторические песни. III. Причитания. – Москва : Типография К. Л. Меньшова,1905. – 157 с.

— 1 — Исполняются духовные стихи, какъ и былины, solo, лишь изрѣдка пѣвцьі соединяются въ группы. ІІріемы вокализаціи при исполненіи былинъ и стиховъ на Терскомъ и Зимнемъ берегахъ одинаковы; такъ, при встрѣчѣ двухъ различной высоты нотъ подъ однимъ слогомъ съ двумя согласными въ немъ дѣлается растяженіе, свойственное вообще русской народной пѣснѣ: напр., вмѣсто „двѣнадцать лѣтъ“ поется „дивѣнадыцать лѣтъ“ и т. п. Совершенно иной родъ музыкальнаго творчества представляетъ свѣтская пѣсня, и главную роль здѣсь играетъ пѣсня обрядовая, традиціонно соблюдаемая съ рели- гіознымъ благоговѣніемъ, и вслѣдствіе этого сохраняющая свой архаическій складъ. Пѣсни эти, какъ остатокъ глубокой старины, въ музыкальномъ отношеніи пред- ставляютъ также интересный матеріалъ для уясненія основъ древне-русской народ­ ной музыки. Къ такимъ относятся записанныя нами на Терскомъ берегу пѣсни: свадебныя, весеннія, круговыя, причитанія свадебныя и похоронныя. Народное творчество, проявляющееся безсознательно, вѣками не измѣняетъ своего характера, пока направленіе его не подвергнется какому-нибудь внѣшнему давленію. Бросивъ бѣглый взглядъ на экономическій бытъ помора въ связи съ состояніемъ эпическаго творчества, мы замѣтимъ, что тамъ, гдѣ нѣтъ обостренной борьбы за существованіе, гдѣ наряду съ зажиточностью крестьянъ имѣется и досужее время, условія благопріятствуютъ процвѣтанію народнаго эпоса; наоборотъ, когда помору нечѣмъ поживиться въ родномъ селѣ, и онъ принужденъ идти для заработковъ на Мурманскій берегъ, у него не остается досужаго времени, и ему уже не запомнить длинной былины, а если случится что позаимствовать, такъ это развѣ какую-нибудь коротенькую пѣсню, преимущественно новаго склада. Нарожда­ ющаяся культура Мурмана даетъ себя чувствовать почти на всемъ протяженіи Терскаго берега. Здѣсь почти повсюду уже можно встрѣтить гармонику и пѣсни въ родѣ „Разлука1, „Въ темницѣ несносной1 и т. п. Расширившаяся за послѣднее десятилѣтіе дѣятельность лѣсопильныхъ заводовъ на Бѣломорскомъ побережьѣ, а также паденіе въ послѣдніе годы рыбныхъ промысловъ у береговъ Кандалакши и т. п. обстоятельства — создали неблагопріятныя условія для сохраненія эпическаго достоянія народа. Можно почти навѣрно сказать, что былинная традиція Терскаго берега переживаетъ кризисъ. Исключительное положеніе пока занимаетъ Зимній берегъ, не под­ верженный еще указаннымъ выше вреднымъ условіямъ; его не косну­ лась Мурманская культура, а благо­ даря обилію рыбнаго, а также звѣ- робойнаго промысловъ, крестьянину нѣтъ нужды въ стороннихъ зара- боткахъ, соединенныхъ съ тяжкимъ трудомъ и продолжительной отлуч­ кой изъ родного села, не оставляю­ щими времени для спокойнаго удов- летворенія нравственныхъ и художе- ственныхъ запросовъ. Мало-по-малу мы, такимъ обра- Яхта крестьянской работы, зомъ, придемъ къ тому заключенно, r h 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz