Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским. В 2 ч. Ч. 1. Зимний берег Белого моря. Волость Зимняя Золотица. I. Духовные стихи. II. Былины и исторические песни. III. Причитания. – Москва : Типография К. Л. Меньшова,1905. – 157 с.

— 8 — что главное условіе сохраненія народнаго эпоса—это наличность благопріятныхъ экономическихъ условій. Поразителенъ контраста въ этомъ отношеніи Зимняго бе­ рега съ Терскимъ, на которомъ ыы уже не встрѣчаемъ такихъ маститыхъ сказа­ телей, какъ въ Золотицѣ. Тѣмъ не менѣе, что касается собственно музыкальнаго матеріала, собраннаго на обоихъ берегахъ то, независимо отъ высказанныхъ сооб- раженій, онъ одинаково сохранилъ для насъ интересъ. Особенную услугу въ дѣлѣ записыванія напѣвовъ оказалъ графофонъ. Изъ ИЗ записанныхъ наиѣвовъ 55 приходятся на долю графофона. При иользованіи имъ встрѣчались, конечно, препятствія; напр., легко было уговорить сказательницу пѣті» въ рупоръ,' но заставить пѣть громко было почти невозможно; большинство пѣло очень тихо, такъ что графофонъ, передавая точно абсолютную высоту, очень слабо воспроизводилъ силу звука. ЬІесомнѣнная заслуга этого инструмента заключается въ точности воспроизведенія напѣва въ его природномъ строѣ. Въ настоящемъ І-мъ выпускѣ „Труцовъ Музыкально-Этнографической Комиссіи“ печатается только часть матеріала, собраннаго въ экспедицію 1901 года, а именно то, что записано на Зимнемъ берегу Вѣлаго моря, въ двухъ селахъ, въ Нижней и Верхней Зимней Золотицѣ, остальныя же записи войдутъ во ІІ-й выпускъ „Тру- довъ“. Здѣсь печатаются, во-первыхъ, вновь собранные въ эту поѣздку тексты духовныхъ стиховъ, былинъ и нричитаній вмѣстѣ съ относящимися къ нимъ на- пѣвами, во - вторыхъ, нѣкоторыя - мелодіи къ тѣмъ былиннымъ текстамъ, которые были уже ранѣе изданы Этнографическимъ Отдѣломъ въ вышеназванномъ сборникѣ: „Бѣломорскіе былины, записанный А. Марковымъ“ (Москва, 1901 г.). Для читателей, не имѣюіцихъ подъ руками этого изданія, здѣсь, вслѣдъ за вновь записанными текстами, перепечатываются изъ названнаго изданія начальные стихи тѣхъ былинъ, къ которымъ теперь записаны мелодіи. При этой гіерепечаткѣ, особенности мѣстнаго говора не сохранены, кромѣ тѣхъ случаевъ, когда того требуетъ напѣвъ. Изъ вновь печатаемыхъ текстовъ №№ 16 — 20 записаны Б. А. Богословскимъ, а всѣ остальные—А. В. Марковымъ. При воспроизведена мѣстнаго говора въ этихъ запи- сяхъ приняты тѣ же обозначенія, что и въ „Бѣломорскихъ былинахъ“, а именно: мягкое „ц“ обозначается посредствомъ „ц“, но въ сочетаніяхъ съ гласными—„ця“, „ци“, „цё“—безъ этого знака; въ сочетаніи „це“ согласная звучитъ твердо; мягкое „о“ обозначается всегда посредствомъ „ё“; „е“ подъ удареніемъ, вмѣсто обычнаго въ лйтерат. рѣчи „ё,“ обозначается посредствомъ „ё“; написаніе „ц(ч)“ обозна­ чаете звукъ средній между мягкимъ „ц“ и мягкимъ „ч“. Къ музыкально-этнографическимъ матеріаламъ прилагаются снимки, сдѣланные Б. А. Богословскимъ въ Зимней Золотицѣ и ея окрестностяхъ, а именно: видъ с. Нижней Золотицы, типы построекъ и судовъ мѣстной работы, нарядъ невѣсты, а также фотографіи выдающихся пѣвцовъ и пѣвицъ. Подробный біографическія данныя о золотицкихъ сказателяхъ и сказатель- ницахъ читатель найдетъ въ „Бѣломорскихъ былинахъ“ А. В. Маркова. Здѣсь же сообщаемъ краткія свѣдѣнія о трехъ главнѣйшихъ исполнителяхъ былинъ. 1. Аграфена Матвѣевна Крюкова — родилась въ 1854 г. въ с. Чаваньгѣ, на Тер­ скомъ берегу; 18-ти лѣтъ была взята замужъ въ Нижнюю Золотицу. Старины свои, которыхъ у пел записано всего 62, она переняла у матери, дяди, сосѣдей и подругъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz