Лесгафт, Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь / Э. Лесгафт. – Санкт-Петербург : Типография Г. Шумахера и Б. Брукера, 1913. – 237, [2], с., 4 л. черт.

капитанъ Виггинсъ совершилъ десять плаванш по Карскому морю. На основанш личныхъ многолЪтнихъ наблюденш и данныхъ, доставленныхъ другими экспедищями, Виггинсъ •приходить къ заключенда, что въ августе и сентябре Кар­ ское море обычно доступно для плавашя. По его подсчету за двадцатил'Ьпе 1874— 1894 г.г. это море посетило не ме­ нее 200 норвежскихъ промысловыхъ судовъ и около 30 су­ довъ, участвовавшихъ въ экспедищяхъ къ устьямъ Оби и Енисея, а всего следовательно около 230 судовъ. Изъ нихъ лишь очень немнопя пострадали отъ льдовъ. Для полной безопасности плавашя, Виггинсъ считаетъ необходимымъ, чтобы «пароходы обыкновенной постройки сопровождались паровымъ судномъ, спещальнаго типа и постройки, для из- слёдовашя и указашя пути по Карскому морю и, въ слу­ чае нужды, для оказашя необходимой помощи» *). На вопросе объ услов1яхъ плавашя въ Карскомъ море подробно останавливается также д-ръ A. Franz въ своихъ статьяхъ «Ueber die MOglichkeit einer standigen Seeverbindung zwischen Europa und Westsibirien», пом'Ьщенныхъ въ Deutsche ■Geographische Blatter за 1897 r> (Baud XX , Heft 3 und 4). По­ добно другимъ изследователямъ интересующаго насъ вопроса онъ считаетъ не доказаннымъ, чтобы даже въ самые тяжелые по состоянш льдовъ годы Карское море было совершенно недоступно для плавашя **). Онъ, однако - же, признаетъ трудно осуществимыми и потому непрактичными т е меры, которыя обычно предлагались для облегчешя плавашй въ Карскомъ море,— какавы: устройство наблюдательныхъ стан- щй въ Югорскомъ Шаре и на Б-еломъ острове, прюбгцеше ихъ къ телеграфной сёти Европы, устройство спасатель- ныхъ станщй, зимовокъ, складовъ, месть перегрузки това- ровъ, маяковъ и т. д. Все эти меры потребуюгь слишкомъ большой затраты матер1альныхъ средствъ, а тага я затраты делаются лишь въ случаяхъ, когда можно расчитывать на то, что расходы окупятся. Последнее онъ считаетъ мало ве- роятнымъ. Гораздо более важными онъ признаетъ следую­ щая два услов!я: i) наличность опытныхъ, хорошо знако- мыхъ съ особенностями плаван1я въ ледовитыхъ ,моряхъ, обладающихъ достаточнымъ мужествомъ .и въ особенности — 169 — *) В и г г и н с ъ . Морской путь въ Сибирь Карскимъ моремъ, 1874—1894 г.г. С.-Петербургъ. 1895 г. **) См. указанное сочинеше, стр. 168.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz