Лесгафт, Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь / Э. Лесгафт. – Санкт-Петербург : Типография Г. Шумахера и Б. Брукера, 1913. – 237, [2], с., 4 л. черт.

— 166 — неше ихъ телеграфомъ съ центральными учреж^Ьшями, въ которыхъ должна производиться обработка данныхъ. Наи­ более подходящими местами для такого рода станщй онъ считаетъ, кроме Югорскаго Шара и Белаго острова, указан- ныхъ уже Darmer’омъ, портъ Диксона и Маточкинъ Шаръ, первый для наблюдешя надъ состояшемъ льдовъ у входа въ Енисейскую губу , второй для наблюдение надъ льдами самого пролива и восточнее его въ Карскомъ море. г) Установку необходимыхъ морскихъ знаковъ на бере- гахъ Карскаго моря и въ устьяхъ сибирскихъ рекъ, а также обозначеше знаками фарватера рекъ. Далее устройство гаваней и складовъ на пути следовашя судовъ. 3) Постройку судовъ, наиболее приспособленныхъ плавание по ледовитому морю. Онъ высказывается безу­ словно за винтовыя суда, способныя легче маневрировать среди льдовъ, но считаетъ вопросъ открытымъ, должны-ли то быть суда деревянныя йли-же железныя. Считаясь съ возможностью поломки, следуетъ предпочесть бронзовые винты стальнымъ и необходимо снабдить ихъ предохрани­ тельными цилиндрами *). . Въ числе сторонниковъ доступности Карскаго моря и пригодности его для постоянныхъ торговыхъ сношенш съ Сибирью можно назвать также и авторовъ статьи «The Sea Route to Siberia», Butler’a и F letscher Vane. К акъ и мно- rie друпе изследователи этого вопроса, напр, лейтенантъ Hovgaard, они признаютъ наиболее удобнымъ для сооб­ щения съ Карскимъ моремъ самый южный изъ проливовъ, Югорскш Шаръ, который, благодаря своему южному по- ложенда, находится въ наиболее благопр!ятныхъ услов1яхъ нагревашя. К ъ тому-же этотъ проливъ непосредственно со­ общается съ той прибрежной полосой южной части Кар­ скаго моря, которая обычно сравнительно рано освобо­ ждается отъ льда. Необходимыми услов1ями успешности плаванш Карскимъ моремъ къ устьямъ Оби и Енисея ав­ торы «The Sea Route to Siberia» считаютъ, въ согласие съ другими изследователями, тщательные промеры дна въ Кар­ скомъ море, картографическую съемку береговъ, установку морскихъ знаковъ на побережьяхъ, устройство складовъ и наблюдательныхъ станцш. Авторы приводятъ списокъ пла- ванШ, совершенныхъ Карскимъ моремъ въ Сибирь. *) См. объ этомъ также у Darmer’a, 1. с. р. 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz