Лесгафт, Э. Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь / Э. Лесгафт. – Санкт-Петербург : Типография Г. Шумахера и Б. Брукера, 1913. – 237, [2], с., 4 л. черт.
— 166 — неше ихъ телеграфомъ съ центральными учреж^Ьшями, въ которыхъ должна производиться обработка данныхъ. Наи более подходящими местами для такого рода станщй онъ считаетъ, кроме Югорскаго Шара и Белаго острова, указан- ныхъ уже Darmer’омъ, портъ Диксона и Маточкинъ Шаръ, первый для наблюдешя надъ состояшемъ льдовъ у входа въ Енисейскую губу , второй для наблюдение надъ льдами самого пролива и восточнее его въ Карскомъ море. г) Установку необходимыхъ морскихъ знаковъ на бере- гахъ Карскаго моря и въ устьяхъ сибирскихъ рекъ, а также обозначеше знаками фарватера рекъ. Далее устройство гаваней и складовъ на пути следовашя судовъ. 3) Постройку судовъ, наиболее приспособленныхъ плавание по ледовитому морю. Онъ высказывается безу словно за винтовыя суда, способныя легче маневрировать среди льдовъ, но считаетъ вопросъ открытымъ, должны-ли то быть суда деревянныя йли-же железныя. Считаясь съ возможностью поломки, следуетъ предпочесть бронзовые винты стальнымъ и необходимо снабдить ихъ предохрани тельными цилиндрами *). . Въ числе сторонниковъ доступности Карскаго моря и пригодности его для постоянныхъ торговыхъ сношенш съ Сибирью можно назвать также и авторовъ статьи «The Sea Route to Siberia», Butler’a и F letscher Vane. К акъ и мно- rie друпе изследователи этого вопроса, напр, лейтенантъ Hovgaard, они признаютъ наиболее удобнымъ для сооб щения съ Карскимъ моремъ самый южный изъ проливовъ, Югорскш Шаръ, который, благодаря своему южному по- ложенда, находится въ наиболее благопр!ятныхъ услов1яхъ нагревашя. К ъ тому-же этотъ проливъ непосредственно со общается съ той прибрежной полосой южной части Кар скаго моря, которая обычно сравнительно рано освобо ждается отъ льда. Необходимыми услов1ями успешности плаванш Карскимъ моремъ къ устьямъ Оби и Енисея ав торы «The Sea Route to Siberia» считаютъ, въ согласие съ другими изследователями, тщательные промеры дна въ Кар скомъ море, картографическую съемку береговъ, установку морскихъ знаковъ на побережьяхъ, устройство складовъ и наблюдательныхъ станцш. Авторы приводятъ списокъ пла- ванШ, совершенныхъ Карскимъ моремъ въ Сибирь. *) См. объ этомъ также у Darmer’a, 1. с. р. 26.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz