Козмин, К. В. Варангерское море и его история. (Из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1914. – 14 с.
Варакгерское море и его исторія. (Изъ оюизни Архаигелъскаго Сѣвера). Бозраженге воеводы Олоиецкаго. Съ того времени, какъ западный берегъ Біарміи именуется Мур- маномъ, онъ былъ въ обладаніи Мурманъ, новгородскихъ славянъ. Ж и тели Біарміи покорены новгородцами въ X I вѣкѣ, при Владимірѣ и Яроелавѣ *). Но торговля предупредила воинскіе подвиги; уже въ IX вѣкѣ иностранцы усѣяли главнѣйіпія рѣки Біарміи своими колоніями, и въ концѣ X упорина язычники бѣжали сюда со своими богами и на много усилили массу славянскаго населенія, преимущественно въ Ка- ногорахъ, Устюгѣ, Вяткѣ. Въ то же время ихъ мужи вольные заняли берегъ Сѣвернаго океана, изобилующій рыбою и звѣремъ и лежащій на торговомъ пути къ устыо Двины. Пришельцы эти, по примѣру скан- динавскихъ морскихъ наѣздниковъ, прозвали себя норманами и это имя въ испорченномъ выговорѣ завѣщали всему западному берегу Біарміи, отъ предѣла Бѣлаго моря до окончанія Варангерскаго’ залива. Другой этнологіи не можетъ быть, имя собственное мурманское искони рус- скаго берега **). *) Двинской лѣтописецъ и Карамзинъ. **; Уже въ языческія времена. Двинская дельта, занимающая пространство <>олѣе 1000 квадр. верстъ, населена была язычниками, населеніе имѣло красивыя де ревни и села, расположенный по живописнымъ долинамъ. Въ то время существовали здѣсь обширныя торжища и славное на всемъ Сѣверѣ капище Юмалы. Съ моря пріѣзжали сюда купцы и вожди Скандинавскіе. Изъ глубины срѳдиземья стекались торговые люди изъ Перміи, Болгаріи, Великаго-Новгорода. Посредствомъ Волгаріи двиняне сообщались чрезъ Каспійское море съ Азіей, а чрезъ Черное съ Греціею и Италіею. Такимъ образомъ Двинская дельта издревле была извѣстна не только Сѣ- верной Европѣ, Средней Азіи, но и Византійскимъ грекамъ. Норманы назвали ее по характеру мѣстности Гольмъ-горда, т. е. Островною землею, а Византійскіе писате ли по образу правленія страны Вѣлою Сармаціей. Замѣчателенъ разсказъ Стурлезона въ Скандинавскихъ лѣтописяхъ о богатствѣ капища Юмалы и про продѣлки новгородскихъ купцовъ, посланныхъ на Двинскую ярмарку св. Елафомъ, первымъ христіанскимъ королемъ Норвегіи. Нотъ содержаніе этой легенды: „На го- ловѣ истукана блистало золото съ драгоцѣнными камнями; его ожерелье цѣнилось въ сто пятьдесятъ фунтовъ золота; на колѣняхъ стояла съ золотыми монетами зо лотая же чаша такой величины, что четыре человѣка досыта могли изъ нея на- пится; его одежды цѣною своею превосходили грузъ богатаго корабля. Купцы, при- плывъ въ Двину во время самой ярмарки и покончивъ юрги, передъ отъѣздомъ вздумали ограбить храмъ Юмалы. Они зашли воровски въ капище въ глубокую ночь и похитили все, что могли, но желая снять ожерелье, крѣпко къ идолу привязанное, •отсѣкли ему голову. Вдругъ раздался ужасный звукъ и трескъ; стража пробудилась и начала трубить въ рога. Хищники бросились бѣжать. Жители съ крикомъ и воплемъ гнались за ними и со всѣхъ сторонъ окружили, но, будучи неискусны въ дѣ.тЬ воинственномъ, ничего не могли сдѣлать отважнымъ и хорошо вооруженнымъ гра- бителямъ, которые благополучно дошли до своихъ судовъ. Вслѣдъ за шведами и норвежцами и двиняне приняли христіанскую вѣру. ;0 тогдашнемъ ихъ гражданскомъ благоустройствѣ можно составить понятіе изъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz