Козмин, К. В. Варангерское море и его история. (Из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1914. – 14 с.

— 12 — довую снасть на тросы и канаты и смолу, чѣмъ суда смолятъ и вся- кіе "заморскіе запасы велѣно купить безбошлинно (Акты историч. Т. У стр-. 551). Потребленіе такихъ вещей показываетъ довольство, въ которомъ жили печенгскіе поселенцы, а съ другой стороны обнаруживаете воз­ можность развитія на Варангерскомъ берегу зн а ч и т е л ьн а я рынка для сбыта сельскихъ произведеній сѣверо-восточныхъ губериій, рынка съ двухъ сторонъ полезнаго и въ экономическомъ и коммерческомъ отно- шен іяхъ . У силивая внутреннее потребленіе сырыхъ продуктовъ, здѣшній рынокъ въ то же время ослабилъ бы слѣпую зависимость русской тор- 1 овли отъ лондонской регулированной компаніи, дирижирующей со вре­ мени Чеислера Архангельскимъ портовымъ торгомъ посредствомъ сво­ ихъ смышленыхъ факторовъ. Морская торговля ІІеченгскаго монастыря, совершаемая уже въ ясныя историческія времена, на опытѣ доказала, что сѣверная мѣстность Варангерскихъ гаваней не замкнута природою для мореплаванія. Для вящшаго разубѣжденія взглянемъ и на живые примѣры: предъ нашими глазами Сѣверная Норвегія и Улеаборгъ. Не взирая на сѣверную мѣ- стность, оиъ первый въ цѣлой Финляндіи на поприщѣ кораблестроенія, морской техники и мореилаванія, а изъ Варангерскаго поморья и лоп­ скихъ погостовъ въ К аяну и Улеаборгъ рукою подать. Вспомнимъ еще, что европейское мореходство получило начальное развитіе не на югѣ,’ а среди отважныхъ и закаленныхъ въ морѣ сыновъ глубокаго сѣвера. Въ началѣ среднихъ вѣковъ норманы высылали по­ чти все свое народонаселеніе въ море. Въ IX вѣкѣ толпы нашихъ нор- вежскихъ сосѣдей заняли Исландію и въ этой ледяной пустынѣ обра­ зовали правильную и далее просвѣщенную, по тогдашнему времени, морскую державу. Почему же бы и русскимъ сѣвернымъ людямъ не образовать простой приморской колоніи на мѣстѣ, которое въ старину почиталось мѣстомъ благоугоднымъ для составленія честной обители, гдѣ почіютъ мощи святочтимаго основателя, готоваго своими молитвами къ Царю Небесному споспѣшествовать дѣлу, имъ самимъ начатому. Въ заключеніе историческихъ замѣтокъо Варангерскомъ поморьѣ, съ той же точки зрѣнія, бросимъ бѣглый взглядъ и на Росейскую гра­ ницу въ той мѣстности. Отъ сѣверо-западнаго конца Архангельской губерніи, т. е. отъ бух­ ты Ворьемы, Норвежская граница продолжается до озера Верхней Имандры, по-норвежски Енаракъ; считая всѣ изгибы, протяженіе со­ ставить 600 верстъ, а въ прямой линіи отъ востока къ западу 230. Это новая пограничная черта. Старая же имѣла оставленное Великимъ Нов- городомъ направленіе. Словомъ, въ древніе годы весь Варангерскій за- ливъ принадлежалъ Россіи: Западную ея часть Норвежцы присвоили (съ Гандвикомъ) себѣ въ Смутное время, когда Новгородъ съ пригородами былъ за Свейскимъ королемъ до Столбовскаго мира. Съ тѣхъ поръ гр а ­ ница, вплоть до 1826 года, выходила къ Варангерскому заливу у Ве- ресъ наволока. Но въ 1826 году экспедиція для опредѣленія рубежа между Норвегіей и Россіей слѣпо рѣшила отнести границу Государства до бухты Ворьемы, верстъ за 70 къ востоку въ прямой линіи, не при­ нимая въ расчетъ изгибовъ берега и сухопутной территоріи. Для того уступлены Швеціи судоходные заливы: Нявдемскій. Пазрѣцкій, Ровден- скій и на прибрежьи большое количество рыбныхъ, звѣрииыхъ и лѣс- ныхъ угодій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz