Козмин, К. В. Варангерское море и его история. (Из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1914. – 14 с.
— 10 — 1593 году ратные воеводы князь Андрей Романовичъ и князь Григорій Волхонскіе съ войскомъ изъ Холмогоръ города въ Каяну и причинивъ тамъ опустошеніе, возвратились съ великой добычей *). Въ 1596 году Царь Ѳедоръ Ивановичъ велѣлъ перенесть Печенг- скую обитель въ Кольскій острогъ, гдѣ она, въ силу Царской грамоты, сохранила прежнее свое наименованіе Живоначальной Троицы Печенг- скаго монастыря и всѣ свои владѣнія, въ ряду которыхъ первое мѣсто занимала Печенгская колонія, но въ 1619 году выстроенный въ Колѣ монастырь сгорѣлъ, послѣ пожара не возобновлялся, а старцы на брат- скомъ соборѣ рѣшили жить въ общемъ монастырѣ въ Печеньгѣ. Въ 1675 г. Царь Алексѣй Михайловичъ, въ особой жалованной грамотѣ Печенгскому монастырю, подтвердилъ всѣ вотчинныя и торго- выя права, дарованныя отцомъ и прежними монархами, съ подробнымъ показаніемъ, псчерпнутыхъ изъ писцовыхъ книгъ купчихъ крѣпостей, дарственныхъ и жалованныхъ граыотъ, въ которыхъ мѣстахъ и урочи- щахъ ихъ рыбныя ловли, лѣса и дворы, и дворовыя мѣста, и соляныя варницы, и мельницы, и амбары, и всякіе монастырскіе заводы, угодья и сѣнные покосы. Наконецъ, въ 1764 году Печенгскій монастырь былъ упраздненъ, его земли, воды и лѣса сдѣлались безполезиымъ для Россіи Государ- ственнымъ имуществомъ, а заводы и строенія сокрушили время; но Святыня непоколебима! Бли зъ устья Печенги на руинахъ старой оби тели, разоренной шведами, стоитъ часовня (а впослѣдствіи воздвигнута церковь), а въ 15 верстахъ вверхъ по ІІеченьгѣ сохранилась церковь Срѣтенія Господня, гдѣ почіютъ мощи преподобнаго Трифона, да дру гая пустынная же церковь Бори са и Глѣба, поставленная тѣмъ же угодникомъ, при устьѣ рѣки Пазрѣки. Обѣ эти церкви привлекаютъ набожныхъ поклонниковъ, именно: въ первыхъ числахъ февраля и 20 но ля, т. е. въ праздникиС рѣтенія Господня и преподобнаго Трифона и Б о риса и Глѣба. Въ тѣ поры отворяютъ двери уединенныхъ храмовъ, и въ нихъ совершается служба Бож ія священникомъ, пріѣзжающимъ и зъ города Колы **). Вслѣдъ за нашими богомольцами Норвежцы для торговъ ежегодно пріѣзжаютъ изъ-за рубежа съ своими товарами, на ряду которыхъ глав ную роль играютъ: колоніальный, ромъ и превосходный англійскій ли- керъ. Но это одна лишь тѣнь той старинной ярмарки, какая тутъ про- цвѣтала во время существованія Печенгской обители, особенно въ ХУ І вѣкѣ. Тутъ былъ свой порто-франко, въ которомъ продавались не одни наличные товары съ монастырскихъ амбаровъ и съ борта ко раблей, но и въ сроки; а главнѣйшіе товары имѣли постоянную цѣну, Мурманскую и заграничную. Въ подтвержденіе ссылаемся на исторй- ческіе факты, заимствованные изъ торговой книги 1575 г. ***). Вотъ нѣсколько примѣровъ изъ наказа русскаго купца на Мур- манскій берегъ: 1) 1575 годъ. „На Мурманскомъ берегу смолы бочка продана н ефимка, въ свою цѣну вотанетъ 1 р. 10 коп. и 4 деньги, въ Голландской зе- млѣ купленъ но 3 ефимка, и ты имайся на 500“. *) Исторія Росейской Іерархіи. **) Въ настоящее время, по распоряженію мѣстнаго Епархіальнаго начальства, въ одну изъ снхъ церквей назначенъ постоянный священникъ и построена усадьба. Такимъ образомъ русское духовенство вторично кладетъ краеугольный камень колони- заціи русскимъ элементомъ Варангерскаго Поморья. ***) Торговля 1785 г. издано Арханг. Обществомъ въ 1851 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz