Козмин, К. В. Варангерское море и его история. (Из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1914. – 14 с.
- 9 — а для казны недоборъ таможенныхъ сборовъ. Акты историческіе т. У стр. 239. Вслѣдствіе сего повелѣно и пропускать съѣстные товары по преж нему, какъ ѣздили до сего, съ очисткою однако же таможенныхъ. Лѣтъ, нѣсколько спустя, именно въ 196 году Панозерская застава была уни чтожена и съ нею вмѣстѣ и въ другихъ мѣстахъ Поморья, въ Пусто- зерскѣ, Мезени, Кевролѣ, Варзугѣ, Умбѣ, выключая Колу. Показавъ, такимъ образомъ, куда дѣвались Лукоморскіе лопари, мы не можемъ съ равною достовѣрностью разгадать судьбу ихъ покро вителей Новгородскихъ Мурманъ. Старшіе изъ среды ихъ братья по всей вѣроятности поселились въ Лопскихъ погостахъ и владѣли въ нихъ вотчинами *) на правѣ помѣстномъ, а остальные жили у моря. Сіи по- слѣдніе, пробавляясь промыслами и торговлею, не забывали морскихъ наѣздовъ и на этомъ поприщѣ оставили историческій слѣдъ. Въ X I столѣтіи заглохло въ Европѣ имя Нормановъ, т. е. Новго родскихъ Мурмановъ, а до ХУ вѣка сохранилась объ нихъ отчетли в ая память. Подъ годомъ 1419 лѣтописецъ повѣствуетъ именно: что Мурмане мечемъ и огнемъ опустошили богатый и людный погостъ Не- ноксу и другія прибрежья Бѣломорскаго населенія. Надо полагать, что эти Мурманы тревожили и Норвежцевъ, которые не безъ причинъ на са мой оконечности Варангерскаго залива воздвигли, донынѣ существую щую крѣпость Вардегусъ , между тѣмъ, какъ съ Двинянами Новгород цы жили постоянно въ братскомъ союзѣ. Причина ясная: Сѣверная Нор- вегія не можетъ и донынѣ проживать безъ русскаго хлѣба, а въ ста рину она покупала и соль беломорскую для своего рыбосоленія, слѣ- довательно, въ двухъ главнѣйшихъ потребностяхъ вся зависѣла отъ Россіи. Какъ бы то ни было, Великій Новгородъ въ званіи члена Ган- зейскаго союза не могъ потворствовать морскимъ разбоямъ; а крова вые ссоры съ Двинянами и Норвежцами переполнили мѣру терпѣнія. Мурманы въ свою очередь должны были прекратить погромы и селить ба ихъ срыта до основанія. Впрочемъ, это нельзя назвать фактомъ, а скорѣе догадка или предположеніе. Въ половинѣ Х У І столѣтія на берегу Варангерскаго залива воз никло новое русское селеніе. Тутъ долго раздавался монастырскій звонъ, и болѣе 200 лѣтъ кипѣла промышленная жизнь на берегу и на морѣ. Творцомъ этой послѣдней колоніи былъ преподобный Трифонъ, подви завшейся въ проповѣди лопарямъ Христовой вѣры. оиъ соорудилъ при устьѣ рѣки Печеньги въ губѣ того же имени извѣстный въ лѣтопи- сяхъ монастырь, получившій по свойству мѣстности трехсторонній ха р а к т е р а промышленный, торговый и морской. Въ 1556 году Ц арь Іоаннъ Васильевичъ пожаловалъ Печенгскому монастырю грамйту на разныя угодья и снабдилъ его книгами, колоко лами и церковною утварью. Благодѣтельствовалъ и царь Ѳедоръ Іоан- новичъ; но шведы злобно смотрѣли на этотъ опытъ колонизаціи русска го осѣдлаго народа Варангерскаго Поморья. Они трияеды разорили ко- лонію и въ четвертый разъ въ 1591 году въ самый праздникъ Рожде ства Христова сожгли монастырь и побили сто шестнадцать монаховъ и слугъ, остальные спаслись бѣгствомъ. Н а сей разъ дерзкіе грабители не остались "безъ отміценія. Въ *) Кромѣ Марѳы Барѳцкой, въ Бѣломорской Кареліи находились многіе Нов городцы помѣщики. О существованіи ихъ неоднократно упоминаетъ ближайшій къ Лопскимъ погостамъ лѣтописецъ Соловецкій.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz