Козмин, К. В. Варангерское море и его история. (Из жизни Архангельского Севера) / Кир Козмин. – Архангельск : Губернская типография, 1914. – 14 с.
— 5 — хранилъ древнее свое имя, хотя въ томъ лее заливѣ новгородскіе Мурманы дали русскія названія всѣмъ морскимъ урочищамъ. Откуда бы ни пришли новгородскіе Мурманы или прямо съ Вели- каго-Новгорода или съ поморья Словянска или съ устьевъ рѣкъ , Ельбы, Одера, В и с л и и Западной Двины, во всякомъ случаѣ, они знали морское дѣло и пробирались къ окіану морю сухимъ путемъ съ нагорной половины Обонежской пятины. Такимъ образомъ, удалые Мурманы наткнулись на оленныхъ аборигеновъ, никому еще не под- властныхъ и занимавшихъ привольную пустыню вплоть до Океана между 64 и 70 сѣвер. широты, въ предѣлахъ ішнѣшнихъ уѣздовъ Кемскаго и Кольскаго. Примѣняя то силу, то дружелюбные привѣты, острые славяне сошлись съ простодушными дикарями и, постигая важность приморской селитьбы, поселились на берегу Варангерскаго залива, образующаго цѣ- лое море и одареннаго отъ природы превосходными естественными г а ванями, въ которыхъ они по вряжской натурѣ могли дѣлать набѣги на приходящія къ устью Двины торговыя суда. Мы хорошо знаемъ, съ какими слабыми силами совершилось завоеваніе Сибири; не труднѣе поддавались и здѣшніе дикари, тѣмъ болѣе, что они были подготовле ны къ покоренію присоединеиіемъ къ Новгороду сосѣдней Обонежской пятины, населенной древними финами, однородными съ ленными номадами. Первыхъ новгородцы назвали Корелой ипослѣднихъ Лопыо. З а падная Допь вступила первая въ подданство Россіи. Они то именуются лукоморскою Лопыо съ древпихъ преданій. Происхожденіе этого назва- нія, за неимѣніемъ историческихъ данныхъ, мы можемъ объяснить лишь слѣдующей догадкой. Мурманы, какъ завоеватели, присвоили н а первой порѣ себѣ собираніе дани, положенной по русскому обычаю съ лука. т. е. человѣка, владѣвшаго лукомъ. Слово ясакъ , занятое впослѣд- ствіи у татаръ, не было въ ту пору извѣстно, и потому Мурманы на звали своихъ приморскихъ данниковъ не ясачными, а луковыми, и по мѣсту жительства и х ъ—лукоморскими, для отличія отъ лопарей нор- вежскихъ и съ тѣмъ вмѣстѣ и восточныхъ: Кильдинскихъ, Іоканскихъ, Кандалакшскихъ и Терскихъ , не приводимыхъ еще въ чье либо под- данство. Черезъ нѣкоторое время западные или лукоморскіе лопари для вноса дани были приписаны къ Великому Новгороду, а послѣ паденія республики—къ Олонцу. Между тѣмъ, Кольскій острогъ съ восточными лопарями вошелъ въ составъ заволочья, или Двинской земли. Въ ре- зультатѣ Кольскіе лопари до сихъ поръ ведутъ жизнь дикую, бродячую Великую Пермь, называемую до того „Чусовая“, въ которой св. Стефанъ, никогда не <5ывалъ. Въ нынѣшней Вятской губ., въ Усть-Вымской волости гдѣ Вымь устьемъ входнтъ въ Вычегду, св. Стефанъ поставилъ первую церковь, затѣмъ по- •строилъ монастырь, тутъ была и его епископія. Должно замѣтить, что въ существующѳмъ мірѣ нѣтъ ни пермяковъ, ни зырянъ. Эти названія русскаго нзобрѣтенія и сбиваютъ съ толку, ибо одно и то же племя, говорящее однимъ языкомъ, мы называемъ двумя различными именами. Пермичей Архангельскихъ и Вологодсісихъ титулуемъ зырянами, а Чердынскихъ и Соликам- скихъ пермяками. Между тѣмъ, какъ всѣ они на своѳмъ родномъ нарѣчіи называютъ себя Коми. Стало быть, и страна ихъ древняя Комонія; слова же Пери—ма на язы- кѣ комоновъ значить вольная земля, какою она и была до пришествія Новгоред- девъ. Слѣдовательно, русское слово Пермь, латинское Віармія и Скандинавскоо Вьермеландъ выражаютъ образъ правленія страны, какъ и Вѣлая Самонія, но от нюдь не названіе народное или письменное. Къ числу историческихъ экивоковъ слѣ- дуетъ причислить и слово Чудь. О чуди было писано, между тѣмъ ларчикъ просто открывался. Новгородцы подъ словомъ Чудь разумѣли всѣ безъ различія инород- ныя племена, говорящія языкомъ для нихъ нѣмьшъ. На такомъ же основаніи древ няя Русь называла нѣмцами всѣхъ западныхъ европейцѳвъ, выключая славянъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz