Кизеветтер, А. А. Русский Север. Роль Северного края Европ. России в истории русского государства : исторический очерк / А. А. Кизеветтер. – Вологда : Вологодское центральное общество сельского хозяйства, 1919. – 66 с.

47 С этих пор Архангельск становится первенствующие, центральным пунктом торгового движения на Севере, посте­ пенно заслоняя собою значение Холмогор. Кольская тор­ говля утратила для русских купцов прежнюю притягатель­ ность после того, как и на Двине были уничтожены исклю­ чительные монопольные права англичан и на ряду с англи­ чанами в Архангельск стали также наезжать с товарами и датчане, и антверпенцы, и французы, и голландцы. С развитием Архангельского порта Двина закипела торговым движением, достигшим размеров, которые прев­ зошли все то, что наблюдалось в предшествующие времена. У нас нет недостатка в известиях о том, какую широкую сферу влияния получил вскоре Архангельский порт на всю торговую жизнь Московского государства. Достаточно взгля­ нуть хотя бы на следующую страничку из описания путе­ шествия в «Московию» Мейерберга в XYII ст., чтобы убе­ диться в этом: „Северная Двина совсем завалена торговыми грузами, везут то выделанные воловьи кожи, то следующие еще к выделке лосиные, то коноплю и смолу, то льняное семя и сало, то воск, то приготовленную на Волге белужью, осетровую и других рыб икру, то липовую, ясеневую, вязо­ вую и ивовую очищенную золу для суконного и мыловар- ного Дела, то медвежьи, волчьи, лисьи, бельи, рысьи, хорь­ ковые, куньи, собольи и другие меха; все для англичан и голландцев, приезжающих каждый год туда морем в извест­ ную нору лета. Они берут все эти вещи, да еще слюду, добываемую из гор на берегах Двины и вытопленное из тюленьего жира масло п, либо уговорившись сначала об об­ мене на свои товары, либо тут же сторговавшись в цене, отдают за то привезенные по Средиземному морю и океану: сахар, шафран, соленые сельди, мальвазию, испанские и французские вина, сукна разного рода и цвета, голландское полотно, зеркала, ножи, сабли, пистолеты, ружья, пушки, медь, свинец, олово, шелковые ткани, атлас, аксамит, камку, об‘ярь, золотой и серебряный алтабас, полотняные, бумаж­ ные и шелковые чулки, пряденое золото, жемчуг, перлы, рубины, смарагд, сапфиры, хризолиты, аметисты, топазы, наконец огромное количество золотых и серебрянных денег. Все это отвозилось вверх по реке, к г. Вологде, а потом по зимней дороге в Москву в продолжение восьми дней пути".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz