Кизеветтер, А. А. Русский Север. Роль Северного края Европ. России в истории русского государства : исторический очерк / А. А. Кизеветтер. – Вологда : Вологодское центральное общество сельского хозяйства, 1919. – 66 с.
Однако, за всем тем, в Северном крае не исчезло ни крупное частное землевладение, ни крупные частно владель ческие промысловые хозяйства. Только теперь на смену разложившемуся крупному боярскому землевладению здесь возникло и развилось крупное землевладение монастырское. И в предшествующие времена, в эпоху успехов нов городской колонизации в Севериом Крае, монастыри множи лись здесь в довольно большом количестве и вносили свою долю в процесс промышленного оживления северных обла стей. Монастыри начинают возникать в различных пунктах северного края уже в X II ст. и ко времени падения Нов городской державы полоса монастырей новгородского проис хождения раскидывалась здесь уже весьма широко. „На се- веро-западе она шла по системе Онежского озера; на восток и северо-восток от Новгорода она простиралась по НТексне и Белому озеру и севернее его, по системе Кубенского озера, по рекам Вол«где, Сухоне, Северной Двине, по по бережью Белого моря, гранича с местонахождением югор ского парода"*). По все это были небольшие монастыри, не отличавшиеся устойчивостью своего материального положе ния. Большею частью то были мопастырьки с 2, 3, 5, 6 иноками, не развивавшиеся в крупные общины. Господин Великий Новгород не поддерживал своих монастырей, скупо давал им льготы и земли, а порою и лишал их земель и доходов, им принадлежавших. И потому эти мопастырьки не могли опериться и получить сколько-нибудь видное значение в качестве факторов промышленной колонизации. Они по ходили на обыкновенные погосты с церковью и не могли ни в какой мере соперничать с боярскими вотчинами в ка честве центров хозяйственной деятельности. Из них не вы рабатывались больших хозяйственных предпринимательских общин. Но своему внутреннему строю они принадлежали к монастырям особножительным: каждый член такой незначи тельной монастырской общины сам должен был добывать себе пропитание. Затем, на исходе эпохи Новгородской самостоятельности «артина монастырской жизни и монастырского хозяйства на *) Н. Никольский— Кири.тло-ПелозергкиП монастырь и его устройство. С.-П.-Б 1897 г. Этим же исследованием пользуюсь я upu дальнейшей х а рактеристике северных монастырей—Новгородской энохи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz