Кизеветтер, А. А. Русский Север. Роль Северного края Европ. России в истории русского государства : исторический очерк / А. А. Кизеветтер. – Вологда : Вологодское центральное общество сельского хозяйства, 1919. – 66 с.
8 Герфинов" т. е. Терский берег*) и 2) „Биармаланд", т е. побережье от устья Двины до устья Мезени. Земля Терфи- нов по наблюдениям Отера оказалась совсем пустынной; только кое-где, на далеких расстояниях друг от друга там попадались маленькие поселки, в которых жили финны- охотники, рыбаки и птицеловы. Но на побережьях Дг.ины Отер нашел довольно густое население. Отер вступил там в переговоры с бпармийцами, выслушал их рассказы об ок рестных странах; но все же не решился углубиться в страну по течению Двины из боязни вралсдебных нападений. С до бытыми сведениями Отер вернулся на родину. С этого вре мени завязались сношения норвежцев с нашим Поморьем. Уже сам Отер вскоре вторично отправился по открытому им пути и король Альфред прямо указывает со слов самого мореплавателя, что Отер на этот раз поехал туда из-за моржей, зубы которых представляли собою весьма драгоценную кость. Несколько таких зубов Отер поднес королю. Оказалось, что кожа моржей в высшей степени пригодна для корабельных канатов. Сведения о дальнейших поездках норвежцев в Бнармию мы почерпаем уже из скандинавских саг. Валшейшая из них есть сага об Орваре-Одде. Одд—сын зажиточного поселенца острова Рафниста, лежащего недалеко от берегов Норвегии, где расположен теперешний Рамстад. Колдунья предсказала 12-летнему Одду, что ему сулсдено принять смерть от своего коня. Придя в возраст, Одд убил назначенного ему коня, ду мая, что этим он сделал невозможным исполнение предска зания колдуньи (как это напоминает летописное сказание о пашем Олеге!), а сам навсегда покинул место своего житель ства и пустился в безконечпые скитания но суше и по морю. С‘ездил он во время этих скитаний и в Биармию вместе с своим братом Гудмупдом и племянником Сигурдом. Добравшись до устья Двины, они в‘ехали в устье и затем поднялись вверх по реке. Настала ночь. Путешествен ники остановились и вышли на берег, покрытый лесом. Из лесной чащи они набрели на избу, освещенную внутри и наполненную народом. Там шел кйкой-то пир. Из лесу тоже выходили люди и кружились па одном месте. Не то это был *) В русских источниках этот берег называется Тре. Филологи ста вят это вазванне в связь с скандинавским словом «trS». что значит лес и «Terlinna» переводят—лесные финвы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz