Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.

— 59 — рый вырываютъ, при выѣздѣ за границу. Онъ взялъ именно тотъ, ко­ торый берутъ изъ паспорта, при возвращеніи въ Россію. Я пустился было въ разъясненія, но г. чиновникъ настаивалъ на своемъ. Приш­ лось подивиться, но согласиться. Взялъ я билетъ II класса лишь до Вардё, т.-е. до перваго загра- ничнаго порта. Прямого сообщенія, дальше за границу, тутъ не су­ ществуетъ. И, вотъ, наконецъ, я нахожусь на величественномъ пароходѣ, который хотя и хуже „Николая ІІ“, но все же не „Соловецкій“, кото­ рый изъ прекраснаго судна, обратился въ какую-то засаленную и раз­ рушающуюся посуду. Общая каюта II класса довольно порядочна на „Ломоносовѣ". Тутъ же находится и почтовое отдѣленіе. На берегу много публики. Провожающіе всходятъ за уѣзжающими на пароходъ. Съ ними на бортъ пробираются иногда съ берега и ообаки.. Всѣ онѣ наномннаютъ лаекъ — это здѣсь главный типъ собакъ. Спрашиваю старшихъ служащихъ, сколько ѣзды до Вардё. Отвѣ- чаютъ — тысячи полторы верстъ, или менѣе, или болѣе. Слѣдовательно, точно не знаютъ. Я обращаюсь къ капитану, чтобы ировѣрить эту странность. Капитанъ тоже опредѣленно сказать не можетъ. Еще болѣе странно. На палубу приносятъ живую провизію, куръ и двухъ поросятъ- Ихъ помѣщаютъ въ деревянныя клѣтки на носу парохода. Здѣсь же,, на такелажь вѣшаютъ цѣлыми тушами говядину. На мое удивленіе и вопросы, мнѣ отвѣчаютъ, что эта говядина продержится годною, до возвращенія обратно въ Архангельскъ, т.-е. дней пять или шесть. Странно и это. Проходятъ 5 часовъ,— срокъ, въ какой назначено от- плытіе, но пароходъ не трогается. Наконецъ, черезъ нѣкоторое время, начинается безконечная, утоми­ тельная, но безплодная возня съ якоремъ. Паровая лебедка „драшпиль“ не захватываешь якорной цѣпи. „Онъ испорченъ давно", шепчетъ мнѣ штурманъ, который надъ драшпилемъ бьется самъ, съ помощью нѣ- сколькихъ матросовъ. На драшпиль льютъ ведрами воду, иначе онъ накаляется донельзя, вслѣдствіе своихъ поломокъ и разстроенности. На все на это съ капитанскаго моста смотрятъ самъ капитанъ и два важныхъ члена правленія Мурманскаго пароходства, отправляю­ щееся также съ нами въ путь, въ объѣздъ Скандинавіи; то-есть, на лицо здѣсь собственно главное начальство „Ломоносова". Около получаса прошло въ такой вознѣ за якоремъ. Наконецъ, съ помощью какихъ-то ухищреній, якорь подняли или, какъ говорятъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz