Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.
— 44 — Цѣнность ыонастырскаго имущества исчисляется иѣсколькими ыил- ліонами. Ежегодный доходъ монастыря составляетъ тысячъ двѣсти рублей. При монастырѣ есть школа грамотности, школа живописи, иконная и позолотная школы, или мастерскія. Есть мукомольный заводъ, лѣсо- ішльня, какъ говорено, и т. д. Послѣ обѣдни, когда окончаніе ея возвѣстилъ трезвонъ, мы по- спѣшили въ трапезную, куда уже направлялись монахи и молящіеся. Мы порядкомъ проголодались. Да и любопытство было возбуждено разсказами и описаніями монастырской ѣды. Особенно интересовались ею мои спутники, педагоги, которые откуда-то наслышались о ней много хорошаго. Вообще оба эти молодые человѣка, выкупавшись, хотя и почти насильно, со мною въ холодномъ морѣ, почувствовали какое-то радост ное настроеніе. Они всему теперь радовались и собирались далее по жить при монастырѣ, какъ на дачѣ и ради морского купанья, недѣли двѣ. Подобное'пребываніе здѣсь пріѣзжихъ допускается иногда, съ осо- баго разрѣшенія настоятеля. Для моихъ обоихъ вышеупомянутыхъ спутниковъ оставался только неразрѣшеннымъ одинъ вопросъ — это именно вопросъ о доброкаче ственности монастырской ѣды. Наконецъ, мы вошли въ довольно уже многолюдную трапезную. Монахи и богомольцы стояли тутъ толпами у своихъ. столовъ. Всѣ ожидали прихода настоятеля. Огромная трапезная со сводами вся разрисована духовною живо писью евангельскаго, апокалиптическаго и церковно-историческаго со- дерлеанія. Посрединѣ трапезной находится громадной толщины колонна, которая поддерлшваетъ своды этого помѣщенія. У этой-то колонны мы трое и заняли мѣста, за однимъ изъ нѣсколькихъ длинныхъ столовъ. Столовъ было еще много тамъ и, какъ мы замѣтили, съ разной сервировкой. Она была кое-гдѣ получше и почище, а кой-гдѣ и похулсе и погрязнѣе. Пришелъ настоятель. Облекли его въ особое одѣянье. Помолились. Сѣли" за столы. Настоятель помѣстился со старшими монахами за осо бый, остальные монахи сѣли за отдѣльные отъ богомольцевъ столы. Одинъ монахъ взошелъ на возвышенный аналой и принялся читать Житіе Святыхъ. Столы, какъ уже говорено, были накрыты различно, въ смыслѣ чистоты и парадности. Сообразно наруленому виду, богомольцевъ сор тировали тутъ нѣсколько монаховъ и разсаживали по „лицезрѣнію“ за разную сервировку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz