Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.

— 44 — Цѣнность ыонастырскаго имущества исчисляется иѣсколькими ыил- ліонами. Ежегодный доходъ монастыря составляетъ тысячъ двѣсти рублей. При монастырѣ есть школа грамотности, школа живописи, иконная и позолотная школы, или мастерскія. Есть мукомольный заводъ, лѣсо- ішльня, какъ говорено, и т. д. Послѣ обѣдни, когда окончаніе ея возвѣстилъ трезвонъ, мы по- спѣшили въ трапезную, куда уже направлялись монахи и молящіеся. Мы порядкомъ проголодались. Да и любопытство было возбуждено разсказами и описаніями монастырской ѣды. Особенно интересовались ею мои спутники, педагоги, которые откуда-то наслышались о ней много хорошаго. Вообще оба эти молодые человѣка, выкупавшись, хотя и почти насильно, со мною въ холодномъ морѣ, почувствовали какое-то радост­ ное настроеніе. Они всему теперь радовались и собирались далее по­ жить при монастырѣ, какъ на дачѣ и ради морского купанья, недѣли двѣ. Подобное'пребываніе здѣсь пріѣзжихъ допускается иногда, съ осо- баго разрѣшенія настоятеля. Для моихъ обоихъ вышеупомянутыхъ спутниковъ оставался только неразрѣшеннымъ одинъ вопросъ — это именно вопросъ о доброкаче­ ственности монастырской ѣды. Наконецъ, мы вошли въ довольно уже многолюдную трапезную. Монахи и богомольцы стояли тутъ толпами у своихъ. столовъ. Всѣ ожидали прихода настоятеля. Огромная трапезная со сводами вся разрисована духовною живо­ писью евангельскаго, апокалиптическаго и церковно-историческаго со- дерлеанія. Посрединѣ трапезной находится громадной толщины колонна, которая поддерлшваетъ своды этого помѣщенія. У этой-то колонны мы трое и заняли мѣста, за однимъ изъ нѣсколькихъ длинныхъ столовъ. Столовъ было еще много тамъ и, какъ мы замѣтили, съ разной сервировкой. Она была кое-гдѣ получше и почище, а кой-гдѣ и похулсе и погрязнѣе. Пришелъ настоятель. Облекли его въ особое одѣянье. Помолились. Сѣли" за столы. Настоятель помѣстился со старшими монахами за осо­ бый, остальные монахи сѣли за отдѣльные отъ богомольцевъ столы. Одинъ монахъ взошелъ на возвышенный аналой и принялся читать Житіе Святыхъ. Столы, какъ уже говорено, были накрыты различно, въ смыслѣ чистоты и парадности. Сообразно наруленому виду, богомольцевъ сор­ тировали тутъ нѣсколько монаховъ и разсаживали по „лицезрѣнію“ за разную сервировку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz