Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.

— 32 — четы. Зазимовать въ подобной пустынѣ, не будучи къ тому пригото- влениымъ, положительно ужасно. NB. ІІа Шпицбергенъ, говорить, можно попасть только изъ Гам- мерфеста. Изъ Россіи туда пока сообщеній нѣтъ. • 20-ю гюнл. Наконецъ, сегодня съ утра задымился пароходъ „Соловецкій“. Его приготовляютъ и убираютъ. Значитъ, готовятся къ отилытію. Можетъ- быть, онъ, дѣйствительно, пойдетъ сегодня, какъ намъ обѣіцали мо­ нахи — смотрители подворья. Въ 3 часа дня назначенъ отъѣздъ. Го­ ворятъ, однако, что этимъ обѣщаніямъ довѣрять нельзя. Погода захолодала и насупилась. На огромномъ корпусѣ морского вѣдомства выкинуть черный флагъ, предсказывающій бурную погоду на морѣ. Пассажиры съ тревогою посматриваютъ на этотъ зловѣщій знакъ съ б а т о н а подворья. Тѣмъ не менѣе всѣ съ нетерпѣніемъ столпились у пароходной конторы, въ ожиданіи продажи билетовъ. Я вошелъ въ самую контору. Оказалось, что монастырское начальство не брезгуетъ даже при­ нуждать пассажировъ брать билеты болѣе дорогихъ классовъ, нежели они сами того желаютъ. Я долго спорилъ и насилу настоялъ на томъ, чтобы мнѣ выдали билетъ II класса, хотя сначала и отговаривались нёимѣніемъ таковыхъ билетовъ въ кассѣ. Мнѣ всячески старались навязать билетъ I класса. Ѣхать въ III классѣ на монастырскихъ пароходахъ человѣку, са­ мому нетребовательному, положительно, покажется отвратительно. Хотя „Соловецкій1 самъ по себѣ и прекрасное судно, построенное въ Фпн- ляндіи, но запущено оно до невѣроятія. Поэтому въ тѣсный II классъ здѣсь набивается публики много и изъ той, что, при иныхъ условіяхъ, осталась бы въ III. О картинѣ же III класса, набитаго биткомъ и въ трюмѣ и на палубѣ сотнями бѣднаго, сѣраго и убогаго люда, и говорить нечего. Эта часть пассажировъ находится здѣсь вполнѣ въ положеніи перевозимаго скота, о которомъ никто нимало не за­ ботится. Тамъ сидѣли, стояли или валялись люди, кто какъ могъ; подъ ногами пресмыкались припадочные и ползали дѣти. Еще разъ вспомнилось мнѣ не безъ грусти объ архангельско-мурман- скомъ пароходѣ. ІІа этотъ разъ отходилъ изъ нихъ именно лучшій — „Ольга11, который теперь и прошелъ мимо нашихъ глазъ въ 1 ч. дня. Зато я теперь увидѣлъ, путешествуя на монастырскомъ суднѣ, многія мельчайшія стороны соловецкаго поломничества, которому еже­ годно подвергаются десятки тысячъ русскихъ простолюдиновъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz