Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.

— 188 — •соту и наготу на нортретахъ. Это такъ называемая mademoiselle Kavalieri или чудная, прелестная Фринея нашего fin du siecle*). Въ Копенхагенѣ подавляющее количество разныхъ музееевъ, кол- лекцій и галлерей. По крайней мѣрѣ, таково было мое впечатлѣніе, послѣ скромной, бѣдной ІІорвегіи и даже послѣ нарядной и уже нѣ- сколько болѣе зажиточной Швеціи. Я не зналъ, на чемъ остановиться, что осматривать въ коротісій промежутокъ времени, который мнѣ оставался на пребываніе здѣсь. Я остановился для начала на самомъ интересномъ и характери- •стпчномъ, по-моему, для столицы Даніи, именно, на музеѣ Торвальд­ сена. Цѣлый музей произведены одного изъ величайшихъ геніевъ! Мало того, тамъ же собраны и его личныя вещи и книги. И самъ онъ, вдобавокъ, покоится посрединѣ двора роскошнаго, огромнаго зда- нія, какъ нѣкое божество среди своего храма. Онъ похороненъ подъ каменною плитою, обвитою плющомъ. Жизнь и дѣятельность величайшаго, пожалуй, скульптора конца XVIII и начала XIX столѣтія Европы — Торвальдсена протекла безоблачно и лучезарно. Достаточно посмотрѣть на его работы, на его собственный бюстъ, на таковые же его портреты, чтобы убѣдиться, что это былъ одинъ изъ счастливѣйшихъ на свѣтѣ удачниковъ. Его совершеннѣйшія про- изведенія, трактующія главнымъ образомъ объ эротѣ, винѣ и весельи, или изображающіе его самого, либо великихъ и счастливыхъ міра сего — все это дышитъ жизнерадостно и спокойствіемъ, даже эгоизмомъ; словомъ, чѣмъ-то олимпійскимъ. Тутъ нѣтъ любви къ человѣчеству, тутъ нѣтъ страданія за него. Что-то гётевское, что-то сверхчеловѣ- ческое во всемъ этомъ. И геній самъ представляется жестокимъ. Въ этихъ запискахъ невозможно подробно или даже хоть прибли­ зительно описать богатѣйшія коллекціи Торвальдсеновскаго музея. Для характеристики мотивовъ его работъ назову лишь нѣсколько: напри- мѣръ, „Геркулесъ или Сила“, „Пастушка съ гнѣздомъ амуретокъ“, „Амуръ, жалующійся Венерѣ на укушеніе пчелы11, „Танецъ музъ на Геликонѣ11, „Венера съ яблокомъ11, „Марсъ и Амуръ1, „Прощаніе Гектора съ Андромахой11, „Меркурій, убивающій Аргуса11, „Ганимедъ съ орломъ Юпитера1 и, наконецъ, одинъ барельефъ, изображающій оболъщеніе мальчика зрѣлымъ мужемъ! Послѣ Торвальдсена я осмотрѣлъ еще Національный музей (Natio- nalmuseum), съ его археологическою, историческою и др. коллекціями. Всѣ эти принадлежности камоннаго, бронзоваго и желѣзнаго вѣковъ, *) Писано въ коидѣ 19 столѣтія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz