Энгельмейер, А. К. По русскому и скандинавскому северу. Путевые воспоминания. В четырех частях / А. Энгельмейер. – Москва : Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1902. – XIV, 210 с.

— 143 — нія есть лучшая почва для продвѣтанія искусства, что, будто бы, Ибсенъ какъ-то разъ сказалъ: „Я не хочу никакой свободы. Это смерть для искусства". Я выразилъ еще, что нашему репрессивному образу дѣйствія съ подчиненными намъ народами сочувствуешь лишь небольшая часть русскаго общества, возбуждаемая нѣсколькими недобросовѣстными и ретроградными органами печати. Выяснивши отчасти взаимно наши общественные взгляды, мы пусти­ лись въ частные разговоры. Я спросилъ, почему Григъ не ѣдетъ въ Россію. Оказалось, что его звали туда Чайковскій и Кюи. Онъ отвѣчалъ мнѣ, что боится нашего климата, такъ какъ имѣетъ весьма плохое здоровье. Я опи- салъ ему нашъ сухой, морозный климатъ зимою, наши огромные, удобные желѣзнодорожные вагоны. И миніатюрный-болыпой человѣкъ сталъ выражать желаніе побывать въ Россіи. Мнѣ не хотѣлось его огорчать своимъ наблюденіемъ того страннаго факта, что его чудныя произведенія у насъ, въ отечествѣ, все еще довольно мало цѣнятся. Глядя на этого ежившагося маленькаго, блѣднаго человѣчка, мнѣ пред­ ставлялось страннымъ, что это былъ авторъ такой поэтической, мощ­ ной и, часто далее, почти титанически-величественной музыки. Думаю, онъ долженъ страдать нравственно своею физическою ни­ чтожностью среди племени сильныхъ, красивыхъ и рослыхъ людей, ка­ ковы норвежцы. Григи только лѣтомъ живутъ въ Трольдхаугенѣ. Зимы они прово­ дишь за границей, напр, въ Германіи, Голландіи и т. д. Онъ выразилъ сожалѣніе, что не имѣетъ дѣтей, но согласился со мною, что все же оставляешь людямъ потомковъ въ своихъ произве- .деніяхъ. Къ русскому искусству и особенно къ музыкѣ онъ относился съ уваженіемъ. Изъ нашихъ композиторовъ онъ ставилъ Чайковскаго выше Рубенштейна. Хвалить віолончелиста Давыдова. Изъ иностранныхъ Берліозомъ онъ не такъ восхищался, какъ я. Своего Свендсена, ко­ нечно, хвалилъ. Онъ добавилъ, что на бергенскихъ концертахъ фигу­ рировало до 20 норвежскихъ сочинителей. Я выразилъ удивленіе, что маленькій норвежскій (двухмилліонный) народъ даль міру столько круп- ныхъ людей, каковы ГІансенъ, Ибсенъ, Григъ и т. п. Мы говорили о грустномъ и низкомъ положеніи ■нашего крестьян­ ства. Изъ его сочиненій я позволилъ себѣ' хвалить въ особенности Пееръ- Гюнта, сюиту Гольберга и віолончельную сонату. Онъ сообщилъ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz