Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

— 86 — 70.000 матросовъ. Вотъ чгъмъ доказывается , сколь важенъ тор­ говый флотъ въ военное время и кат я средства онъ можетъ до­ ставить для обороны государства*. „Я привелъ мн’Ьше о торговомъ флоте представителя одного изъ самыхъ промышленныхъ государствъ съ тою цЗшю, чтобы • доказать, какъ высоко цгЬнятт> его даже т гЬ государства, кото­ рыя далеко опередили н асъ въ промышленномъ отношенш. Обра- тимъ внимаше на то, какъ смотрятъ н а торговый флотъ евро- пейсгая государства. Н орвепя 72 процента всей своей торговли производптъ на норвежскихъ судахъ, и только 2 8% остаются для веЬхъ чужпхъ флотовъ вм есте 1; II р у с а я перевозитъ только 5 5% ; Франщя — 8 5% ; А ни п я— 6 5% ; Северо.-Американсие Соединенные Ш таты 70°/о и Poccifl едвали 4 % своихъ грузовъ на собственныхъ судахъ. Въ доказательство того, что торговый флотъ приносить боль- ппя выгоды, укажемъ н а Мекленбургъ. Тамъ н'Ътъ ни л е с а , ни ж елеза и никакихъ другихъ матер1аловъ для постройки кораб­ лей; между т£мъ какъ кораблестроен1е годъ отъ году увеличи­ вается ,—торговый флотъ умножается, хотя судостроеше и обхо­ дится тамъ дорого. Во Франщи приняли за неоспоримую истину, что моряки и промышляюпце на водЬ — люди более способные къ службе на военномъ флотА. нежели друйе. Г. Вольдемаръ, который занимался изслгЬдовашемъ морскаго д^ла, въ своей замечательной книге: „К акъ обезнечить будущ­ ность нашего морскаго дЬла?“ по изложенш в с ех ъ доказательствъ, сколько важенъ торговый флотъ въ военное время и кат я сред­ ства онъ можетъ доставить для обороны государства , заклю­ чаете: „Исходъ можете быть только одинъ — прш бретеш е зн а ­ ч и т е л ь н а я числа ловкихъ отечественныхъ матросовъ ^орго- ваго флота. Им ея ихъ въ достаточномъ числе, мы можемъ ими пользоваться въ военное время, а въ мирное опи намъ будутъ стоить пли мало, или ничего. Вотъ единственный исходъ при грозящемъ, можетъ-быть, булущемъ, особенно на Б алий ском ъ море. Следовало бы уже не медлить, чтобы затем ъ не было слишкомъ поздно." — „Хотя я и хорошо знаю “ , продолжаете г. Вольдемаръ: „что вся эта тема не нравится, да и не можетъ 1 Норвепя пм’Ьетъ одинъ мшшонъ тоннъ и зарабатывает!. ежегодно па фрахтахъ до 20 миля, рублей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz