Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

и убытки, если отправка п получеше грузовъ по временамъ npi- останавливаются“. „Обыкновенно у насъ принято оплакивать потерю Варангер- скаго залива, вернее всего потому, что вообще плакать легче, ч£мъ работать, а указывать на блестящее будущее несравненно удобней, чЬмъ отыскивать средства п содействовать улучшешю настоящаго. Еслибы Poccin не встретила препятствш къ npi- обретешю Варангерскаго залива, то, вероятно, произошло бы то же самое, что на нашихъ глазахъ случилось съ Батуаюмъ. Все толковали о превосходстве этого порта, который безъ де- нежныхъ расходовъ и искусственныхъ сооружены удовлетво- ряетъ всемъ торговымъ, морскимъ и военнымъ требоватямъ. Но когда Ватумъ, по Берлинскому трактату, отошелъ къ Poccin, то оказалось, что для обращешя его въ хороппй нортъ необхо­ димо построить волнорезъ, устроить набережный и даже вырыть внутреншй бассейнъ. Сталобыть пршбретеше Батума не изба­ вило Pocciio отъ необходимости искусственно улучшить его портъ, несмотря на мнопя его естественныя преимущества. То же было бы п съ Варангерскимъ заливомъ. Находясь въ океане и подвергаясь прпливамъ и отливамъ, портъ въ Варан- герскомъ заливе долженъ иметь бассейнъ съ иостояпнымъ уров- немъ (bassin a flot), безъ которыхъ нагрузка и выгрузка судовъ была бы крайне затруднительна, и безъ которыхъ поэтому на всемъ свете не существуешь ни одного благоустроеннаго ком­ мерческая или военнаго порта, какъ можно убедиться въ Англш, Францш и пр. Поэтому потеря Варангерскаго залива лишаетъ насъ только обшпрнаго естественнаго рейда, годнаго для манев- рировашя щЬлыхъ эскадръ, которыхъ долго еще не будетъ на Северномъ океане, — но нисколько не увеличиваешь расходовъ Poccin по сооружешю удобнаго для военпыхъ судовъ укренлен- наго торговаго порта. Стало-быть онлакиваше безсовестностн Галямина и ожидаше когда можно будетъ присоединить Варая- герскш заливъ, — нисколько не должно останавливать нашей деятельности но устройству порта въ устье р. Пазы, въ Печенг- скомъ заливе, на Рыбацкомъ полуострове или на острове Киль- дпне. Напротивъ, устройство такого порта, устраняя преуве­ личенную важность Варангерскаго залива для Poccin, можетъ сделать безцельнымъ лротпкодействле Англш и дастъ Норвегии возможность уступить Poccin клочекъ морскаго побережья, вовсе ненужный для самой Норвегш. Очевидно также, что если Poccin

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz