Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

— 61 — Финляндсшя газеты 1 сообщаютъ, что экспедпщя для и?,слгЬ- довашя вопроса объ этой дор ой возвратилась въ Гельсинг- форсъ, причемъ: „Эксиедищя состояла изъ трехъ лицъ, пнженеровъ Линдберга п Блумквиста и бывшаго иолицейскаго коммиссара Мунка. Изъ Улеаборга они отправились въ Куусамо, а оттуда п-Ьшкомъ по новой столбовой дороге въ Паана-Ярви, затймъ переправились черезъ озеро въ деревню Вартшламни на „русской стороне" (то-есть, въ Архангельской губернш). Далее путь ихъ проле- галъ по p iit i Оулапго, озерамъ Пе-Ярвп и Коута-Ярви къ де­ ревне Кнез1я на берегу Кандалакской губы, зат’Ьмъ черезъ озера Имандру и Курла, въ городъ Колу. Обратный путь они совершили черезъ местности Соданкюля, Роватеми и Кеми. Ио словамъ участниковъ экспедицщ, лучшимъ местомъ для предпо­ лагаема™ военнаго порта у Ледовптаго океана могъ бы слу­ жить мысъ Каласаарп у губы Пуумапкп, а для железной дороги самое удобное направлеше отъ устья р'Ьки Кемп черезъ Рова- н1еми, озеро Кемитрескъ и местности Соданкуля по восточную сторону озера Энарэ къ губе Пууманки. Протяжеше такой же­ лезнодорожной лиши отъ Улеаборга до губы Иууманки будетъ около 600 —700 кплометровъ. Черезъ Куусамо, по наблюдешямъ экспедицш, неудобно проводить дорогу, вследствие встречающихся на пути большихъ озеръ и другпхъ прнродныхъ преиятствш. „Путешеств1е продолжалось пятьдесятъ одни сутки. Экспедп­ щя доставила ц'Ьлый рядъ наблюдешй относительно почвы, устройства поверхности и высоты пройденныхъ ею местностей “ Что это такое? Два „финсюе" инженера, неизвестно даже при этомъ каые— можетъ-быть, изъ техъ, которые нп въ какомъ русскомъ спещаль- номъ учебномъ заведешп пе были, а получили свое ппженер- ство съ бблыпимъ удобствомъ „за границей“, — да отставной полпцейскш являются решителямп важнейшихъ государствен- ныхъ вопросовъ, решаютъ не только, где идти дороге, имеющей огромное государственное значеше, но даже решаютъ, где быть нашему порту на севере, причемъ такая, нп съ чемъ несооб­ разная, „развязность" простирается не только „па отдельное Финляндское государство", по и „на русскую сторону", по об­ разному выражению фпннскихъ газетъ! 1 См. № 268 Московсш.хъ Ведомостей. 1893 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz