Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

— 59 — diu , не двинули къ нимъ войска,— и тогда, конечно, не иомогутъ ни ихъ стратегичесгая соображешя и дорогп, ни ихъ укрйплешя. Одного сознашя, что дороги, которыя Финляндцы, съ помопцю русской казны, строили для своихъ цгьлей, перешли въ руссюя руки, — одного этого сознашя, я увйренъ, будетъ достаточно, чтобъ обуздать воинственный жаръ шведскихъ политиковъ, пре­ сечь ихъ мечты о быломъ величш п объ угнетенш Русскаго народа въ союзе съ нашими врагами, и заставить ихъ подчи­ ниться пословиц4: „Знай сверчокъ свой шестокъ...“ Тогда можно п не мешать строить дорогу— до Торнео ли или до другаго пункта границы: разъ финсия дороги въ русскихъ рукахъ—это не опасно! Что-нибудь одно: или Русское правительство, въ самомъ деле „притесняете“ бедныхъ Финляндцевъ, какъ уверяютъ ихъ га­ зеты, и, безъ всякой причины, пе разрешаете имъ строить ж е­ лезную дорогу до Торнео, когда всемъ своимъ остальнымъ под- даннымъ не только позволяете железнодорожный постройки, но даже и поощряете ихъ,— или есть основаше опасаться оконча- тельнаго соединешя сети нашихъ дорогъ со стратегическими шведскими. При этомъ не забудьте, что дорога Викторщ-Гавнъ-Лулео только стратегическая \ она даже не находится въ сообщенш съ другими дорогами Швецш, а идетъ поперекъ государства, поперекъ самой пустынной его части. Припомните, далее, что въ эти же шведсюя шхеры ежегодно совершаются „прогулки “ офицеровъ немецкаго генеральнаго штаба,2 что те же офицеры „ездяте на охоту и рыбную ловлю® къ намъ въ Финляндш, что самъ императоръ-путешествепникъ Вильгельмъ II тоже очень любите гулять по шведскимъ шхерамъ, и что не надо много до­ казывать, что п по количеству войскъ, и по качеству крепостей, и по составу народонаселешя Финляндш, она представляете теперь безспорно locus miuoris resistentiae въ нашей оборОне. Далее, что бы, спрашивается, заговорплп въ Германш, еслпбы не только одна изъ ея провиящй, не только одно изъ „союз- ныхъ государствъ" ее составляющихъ, но даже Швейцарш, Бельгия, Голланмя, Данin и т. п., вздумали вести свою железно­ 1 Даже ширина полотна дороги зд'Ьсь, какъ мы вид'Ьлп, пе такая , какъ везд4 пъ IIIвепдп, а такая, какъ въ Финляндш. " См. статьи и корреепонденцш Д. Л. Мордовцева, «Афоризмы», а также моп письма и корреепонденцш Г.—ина въ Моск. Bibd. 1892 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz