Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

YI. Железная дорога на Мурманъ. Прежде чЗшъ вести дальнейшую беседу объ нашемъ ciBept„ остановимся на вопросе о железной дороге туда, такъ какъ безъ этой последней, конечно, немыслимо никакое—ни военное, ни коммерческое—развигие этого края. Значеше железныхъ дорогъ для нашей торговли не нуждается въ новыхъ объяснешяхъ, что же касается роли этихъ дорогъ въ военномъ деле вообще, то вотъ что пишетъ Мольтке: „Лиш­ няя железнодорожная лишя, проходящая чрезъ всю страну, пред- ставляетъ средство ускорить на два дня сборъ армш, а стало быть настолько же и самый прпступъ къ военнымъ дейтпяыъ. Нашъ главный штабъ, прибавилъ знаменитый стратегъ, — до такой степени убежденъ въ важности пнищативы прп начале войны, что иредпочитаетъ постройку железныхъ дорогъ возве- денш крепостей." 1 Чтобы понять справедливость словъ покойнаго „молчальника", достаточно сказать, что теперь баталшнъ можетъ быть достав- ленъ въ течете сутокъ за 600 верстъ, то-есть пробежать въ двадцать разъ больше разстояше, чемъ маршевымъ порядкомъ, сохраняя притомъ полную способность немедленно идтп въ бой. Естественно по этому, что сети железныхъ дорогъ сделались однимъ пзъ преимущественнейшпхъ средствъ ведешя войны и что, при равенстве всехъ остальныхъ условш, то государство, которое будетъ иметь наиболее железныхъ путей къ угрожае­ мой границе, иолучитъ возможность предупредить своего про­ тивника и такъ-сказать застать его на половине совершешя тгь концентращи войскъ. 3 * Pierron Methode de guerre 1893. a См. въ Русскомъ Вгъстнтп 1893 года статью г.'Блюха «Будущая война».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz