Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

нымъ, намъ надо избегать устройства морской твердыни въ Лп- бав4 и остаться при Кронштадтской твердыне, оставнвъ откры­ тый Лпбавскш портъ лишь портомъ коммерческими Проектпруе мые крейсера, пм'Ья стоянку въ незамерзающпхъ портахъ со сво- боднымъ выходомъ въ океанъ, могли бы нанести Англш более вреда, ч'-Ьмъ всяюя сухопутныя надъ нею победы. Анг.йя, правда, нм'Ьетъ множество операцшиныхъ базисовъ для своего флота на всехъ моряхъ земнаго шара, но сообщеше съ нпмп метроиолш можетъ совершиться лишь морскимъ путемъ, который, во время войны, при существовали проектпруемыхъ крейсеровъ. будетъ очень затруднепъ. Въ случае морскпхъ неудачъ, Ангая, во-пер- выхъ, теряетъ свой престижъ первенствующей морской державы, а во-вторыхъ, находится вынужденой сосредоточить свой флотъ въ европейскихъ водахъ для защиты Великобританскаго побережья. Случись такое иоложеше, и колоти Англш останутся изолиро­ ванными п открытыми для наиадешя враговъ. Мнопя изъ этихъ колонш н ныне живутъ отдельно отъ метроиолш экономическою п политическою жизшю. Стоить имъ увидать ослаблеше слоей владычицы и он-fc отложатся: Канада войдетъ въ составъ СЬверо- Амерпканской республики, Австра.пя, на подоб1е Северо-Амерп- канскихъ Штатовъ въ прошломъ в4к4, образуетъ отдельное не­ зависимое государство. Poccin хотя не обладаетъ такими опера- щонпымп базисами для флота, какъ Анийя, но зато она можетъ иметь внутреннее сообщеше со своими портами. Такими перво­ классными военными портами, снабженными доками, мастерскими складами ц проч. должны быть Владпвостокъ и портъ на Мур- мане. Портъ этотъ, предполагаемый въ будущемъ, г. М. К., съ легкой руки г. Беломора, зоветъ Александровскпмъ, Мурмансшя бухты, несмотря на свое иоложеше на крайнемъ Севере, никогда не замерзаютъ благодаря соседству Гольфстрема. Изъ Мурмана следовательно наши суда могутъ во всякое время выйти въ оке­ анъ и держась, благодаря своему устройству, долгое время въ открытомъ море, могутъ наносить значительный вредъ Англш. Кроме того, Мурманъ находится въ 1.500 мпляхъ отъ береговъ Велпкобрптанш. Необходимо, коиечно, чтобы и Владпвостокъ, п будущш Алексапдровскъ былп соединены непрерывными рельсо­ выми путями съ цептромъ Имперш. Великая Сибирская дорога уже решаетъ эту задачу относительно Владивостока, для соеди- нешя же Мурмана съ общею рельсовою сетыо достаточно по­ строить около 550 верстъ железной дороги отъ Улеаборга, какъ з* — 35 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz