Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

— 31 — Для внутреннихъ морей Балийскаго и Чернаго надо строить только современн'Мппе типы судовъ активной обороны: а) Мин­ ные тараны отъ четырехъ до пяти тысячъ тоннъ водоизмЬщетя. Эти суда должны быть защищены сильною броней въ жпзнен- ныхъ частяхъ, а въ остальной части легкою, но соотвйтствую- щею броней для защиты отъ скорострельной артиллерш. На- значеше минныхъ тараповъ — действовать не только противъ сильныхъ одиночныхъ судовъ нелцлятеля, но врезываться въ непр1ятельстя эскадры, группами или по одиночке, и идя въ бой, не думать о возвращенш изъ него, какъ это происходило въ былыя времена, на брандерахъ. Постройка такого судна, при хорошей организации, потребуетъ отъ полутора до двухъ летъ, а потому сооружеше минныхъ тарановъ въ Черномъ п Балтш- скомъ моряхъ должно вестись непрерывно въ мирное время по определенной программе. Скорость хода минныхъ тарановъ долж­ на быть отъ 18 — 20 узловъ. б) Еанонерскгя лодки, оне же и посыльныя суда, водоизмещешемъ около 3.000 тоннъ, брониро­ ванный и соответственно вооруженный, но со скоростью хода не менее 18 узловъ. Эти суда тоже должны постоянно строиться въ Черномъ и Балтшскомъ моряхъ. На постройку потребно отъ одного до полутора года, в) На каждомъ море должно быть не менее, какъ по два минныхъ транспорта. По мнетю г. М. К. Орелъ и Саратовъ— суда Добровольнаго флота—легко могли бы быть, при нужде, обращены въ т а т е транспорты, г) Также постоянно должны строиться въ обоихъ моряхъ, по возможности скоро, въ неболыпомъ количестве, следуюпця суда: мпнпые крей­ серы или контръ-миноносцы около 800 тоннъ водоизмещешя, берупце на постройку отъ шести до восьми месяцевъ, мино­ носцы до 200 тоннъ, берупце на постройку отъ трехъ до четы­ рехъ съ половиною месяцевъ и миноноски въ 75 тоннъ, беру- пця на постройку отъ двухъ до двухъ съ половиною месяцевъ. В се же остагошдяся засимъ свободныя средства нашего морскаго судостроительнаго бюджета следуетъ обратить на постройку крейсеровъ аальняю плаватя. Крейсера эти, по мнен!ю автора, должны быть следующаго общаго типа: 1) Водоизмещеше очень большое, а пмепно такое, чтобы прп современномъ состоянш техники, они могли обладать: 2) Запасомъ топлива, дающимъ возможность, безъ возобнов- л е тя его, делать непрерывный морской переходъ (около 20.000

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz