Черноморец. Север России в военно-морском и коммерческом отношениях. – Москва : Издание журнала Русское Обозрение, 1894. – 146 с. – Морские письма Черноморца.

IX. З а к л ю ч е н ! е. В с я кш потентатъ, который едино войско сухопутное имгьетъ . одну р у к у имгьетъ, а который и флотъ имгьетъ, обп р у к и имгьетъ . Эти слова великаго основателя нашего флота остаются спра­ ведливыми и поднесь, и всякш государственный челов^къ, при разсужденш о могуществе Poccin, долженъ ихъ помнить. Къ этимъ словамъ, по обстоятельствамъ времени, надо еще прибавить, что флотъ долженъ созидаться самимъ даннымъ го­ сударствомъ, изъ своихъ матер!аловъ, своими рабочими 1— о воз­ можности противнаго не приходилось даже и думать прп Петре, такъ какъ тогдашнш деревянный флотъ само-собой строился у насъ же— и долженъ обладать такими портами, изъ которыхъ ему есть всегда свободный выходъ. На последнее обстоятельство, впрочемъ, и Петръ всегда об- ращалъ преимущественное внпмаше и, если онъ довольствовался Петербургомъ и Кронштадтомъ, то только по тому, что въ ею время, при деревянныхъ флотахъ, при слабой артиллерш, Бал­ ийское море, поколику оно не заперто льдами, могло считаться свободнымъ моремъ. Обстоятельства времени изменили этотъ порядокъ, и мы те­ перь въ зависимости отъ иностранцевъ, какъ въ отношенш по­ стройки и вооружешя судовъ, такъ и относительно свободныхъ проходовъ изъ нашихъ главныхъ морей— Балтшскаго и Чернаго. Это-то и должно быть изменено, и Poccifl снова должна на­ чать строить свои суда исключительно сама и снова должна npio6pecTb такой портъ, который давалъ бы ея флоту всегда свободный выходъ въ море. Благосклонному читателю известно уже, где мы полагаемъ возможнымъ оборудовать такой портъ, известны т е доказа­ тельства, изъ которыхъ вытекаетъ и его незамерзаемость, и его 1 Это особенно талантливо доказывается въ статьяхъ нашего исторюграфа Д. И. Иловайскаго, печатавшихся лъ Московскихъ Впдомостяоп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz