Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 82 — монастыря, приговорили „всемъ посадомъ и угЬздомъ“, т. е. на уЬздномъ земскомъ собранш, основать въ городе Слободскомъ свой отдельный мона­ стырь, где бы могли постригаться слободсюе посадсше люди и волостные крестьяне, которые „во ангельски чинъ постричься желаютъ“, на что и испрашивали narpiapinaro благословенья. Такъ возникъ слободской Бого- явленскш монастырь1). Въ Двинскомъ угЬздгЬ въ Чухченемской волости сущ ествовав въ XYII в. Никольскш монастырь такого же земскаго проис- хождешя. Онъ былъ учрежденъ крестьянами этой волости и еще четырехъ сосЬднихъ и на его содержаше крестьяне выделили 14 деревень. Еще въ 1582 г. крестьяне этихъ волостей писали царю, что Никольскш монастырь „строили и деревни къ тому монастырю подпущали и прикупали прадеды и деды, и отцы ихъ и прочили себЬ и своимъ д'Ьтемъ, и внучатомъ на постриганье и на поминокъ“. Следовательно, монастырь былъ основанъ еще въ очень древнее время и именно съ целями общественна™ призрешя: „для душевнаго своего спасен 1я и на поминокъ родителей своихъ, и для постригашя безвкладныхъ нищихъ нужныхъ (нуждающихся) людей, которые ходя по Mipy скитаются11, какъ определяли назначеше монастыря крестьяне техъ же волостей въ половине XV II в.2) Но такимъ же задачамъ обще­ ственна™ призрешя служили и все друпе северные монастыри, основан­ ные не земскими MipaMH, а отдельными подвижниками. Они играти роль какъ бы своеобразныхъ сграховыхъ учрежденш, страховавшихъ какъ на слу­ чай смерти, такъ и на случай старости. Гаран'йя въ обоихъ этихъ случаяхъ приобреталась посредствомъ особой юридической сделки—вклада. Вкладомъ называлось условное пожертвоваше въ монастырь движимаго или по боль­ шей части недвижимаго имущества. Вклады бывали двоякаго рода: на поминъ души и на постриж ете. З а вкладъ на поминъ души монастырь обязывался вписать имя вкладчика или также имена его родныхъ въ свой синодикъ и поминать эти имена на различныхъ, более или менее важныхъ службахъ, смотря по условно. Это и было такимъ образомъ обезпечеше души въ загробномъ Mipe. Вкладъ на пострижете служилъ обезпечетемъ на случай старости или вообще инвалидности. Чувствуя приближеше ста­ рости, а иногда и очень заблаговременно, посадскш человекъ или кресть­ янинъ делалъ монастырю вкладъ, за который монастырь обязывался при­ нять жертвователя въ тотъ моментъ, когда жертвователь пожелаетъ, и постричь его или содержать безъ пострижешя. Размеры вкладовъ, какъ и ихъ условгя, разнообразились въ отдельныхъ случаяхъ. Иногда монастырь обязывался принять на свое содержание: поить, кормить, обувать и одевать какъ самого вкладчика, такъ и его семью; иногда сила договора распро­ странялась не только на наличный составъ семьи вкладчика, но и на его будущихъ отдаленныхъ потомковъ при ихъ желаши. Самое пострижете нередко откладываюсь до последнихъ минутъ жизни, иногда и совсемъ не совершалось, и вкладчикъ оставался бельцомъ въ монастыре, получалъ J) А. Э. II № 11. 2) А. И. I № 211. Ефименко , Op. cit. 263.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz