Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 82 — монастыря, приговорили „всемъ посадомъ и угЬздомъ“, т. е. на уЬздномъ земскомъ собранш, основать въ городе Слободскомъ свой отдельный мона стырь, где бы могли постригаться слободсюе посадсше люди и волостные крестьяне, которые „во ангельски чинъ постричься желаютъ“, на что и испрашивали narpiapinaro благословенья. Такъ возникъ слободской Бого- явленскш монастырь1). Въ Двинскомъ угЬздгЬ въ Чухченемской волости сущ ествовав въ XYII в. Никольскш монастырь такого же земскаго проис- хождешя. Онъ былъ учрежденъ крестьянами этой волости и еще четырехъ сосЬднихъ и на его содержаше крестьяне выделили 14 деревень. Еще въ 1582 г. крестьяне этихъ волостей писали царю, что Никольскш монастырь „строили и деревни къ тому монастырю подпущали и прикупали прадеды и деды, и отцы ихъ и прочили себЬ и своимъ д'Ьтемъ, и внучатомъ на постриганье и на поминокъ“. Следовательно, монастырь былъ основанъ еще въ очень древнее время и именно съ целями общественна™ призрешя: „для душевнаго своего спасен 1я и на поминокъ родителей своихъ, и для постригашя безвкладныхъ нищихъ нужныхъ (нуждающихся) людей, которые ходя по Mipy скитаются11, какъ определяли назначеше монастыря крестьяне техъ же волостей въ половине XV II в.2) Но такимъ же задачамъ обще ственна™ призрешя служили и все друпе северные монастыри, основан ные не земскими MipaMH, а отдельными подвижниками. Они играти роль какъ бы своеобразныхъ сграховыхъ учрежденш, страховавшихъ какъ на слу чай смерти, такъ и на случай старости. Гаран'йя въ обоихъ этихъ случаяхъ приобреталась посредствомъ особой юридической сделки—вклада. Вкладомъ называлось условное пожертвоваше въ монастырь движимаго или по боль шей части недвижимаго имущества. Вклады бывали двоякаго рода: на поминъ души и на постриж ете. З а вкладъ на поминъ души монастырь обязывался вписать имя вкладчика или также имена его родныхъ въ свой синодикъ и поминать эти имена на различныхъ, более или менее важныхъ службахъ, смотря по условно. Это и было такимъ образомъ обезпечеше души въ загробномъ Mipe. Вкладъ на пострижете служилъ обезпечетемъ на случай старости или вообще инвалидности. Чувствуя приближеше ста рости, а иногда и очень заблаговременно, посадскш человекъ или кресть янинъ делалъ монастырю вкладъ, за который монастырь обязывался при нять жертвователя въ тотъ моментъ, когда жертвователь пожелаетъ, и постричь его или содержать безъ пострижешя. Размеры вкладовъ, какъ и ихъ условгя, разнообразились въ отдельныхъ случаяхъ. Иногда монастырь обязывался принять на свое содержание: поить, кормить, обувать и одевать какъ самого вкладчика, такъ и его семью; иногда сила договора распро странялась не только на наличный составъ семьи вкладчика, но и на его будущихъ отдаленныхъ потомковъ при ихъ желаши. Самое пострижете нередко откладываюсь до последнихъ минутъ жизни, иногда и совсемъ не совершалось, и вкладчикъ оставался бельцомъ въ монастыре, получалъ J) А. Э. II № 11. 2) А. И. I № 211. Ефименко , Op. cit. 263.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz