Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 81 — Та новая каменная церковь о пяти главахъ, которую мы видели въ устюж скомъ Архангельскомъ монастыре, бывшая такою ргЬдкостью для северн ая края въ XYII вЬкЬ, оказывается „строетемъ по в'Ьр'Ь гостиные сотни упо- койнаго Никифора Ревякина", одного изъ крупн'Ьйшихъ представителей устюжскаго купечества. Въ другомъ устюжскомъ монастыре, Троицкомъ Гледенскомъ, евапгел1е и крестъ благословящш—положете гостя Силы Грудцына, окладъ на образе именитаго человека Максима Строганова, разныя книги—положете гостя Aeanacifl Гусельникова, гостя Васшпя Грудцына, гостиной сотни Ивана Грудцына, Исаака да Никифора Ревякиныхъ и т. д. Колокола также положете Грудцыныхъ, Цыбииыхъ, Пеуновыхъ. Въ числе жертвователей третьяго крупнаго изъ устюжскихъ монастырей, ТелЬява, значатся гости Гусельниковъ и бедотовъ1). Монахи хорошо умЬютъ заво дить знакомства и поддерживать связи и вдали отъ монастыря и npio6pe~ таютъ иногороднихъ жертвователей. Такъ небольшая Красногорская пустынь на р еке ПинегЬ нашла себе, какъ мы видели, покровителя въ среде яро славская купечества. Эта поддержка общества, оказываемая монастырю, преследовала иногда особыя цели, и по самымъ своимъ задачамъ северный монастырь имелъ иногда гораздо более м!рской житейскш, чемъ чисто релипозный характеръ. На севере монастырь не разсматривался только какъ место аскетическаго подвига; онъ въ значительной мере былъ заведетемъ обще ственная п р и зр е т я . Онъ давалъ прпотъ и пропиташе множеству нищихъ, которыхъ древняя Русь считала не сощальнымъ зломъ, а скорее полезнымъ оруд 1 емъ нравственнаго совершенствоватя общества. Въ описашяхъ мона стырей, заключающихся въ писцовыхъ книгахъ, въ очень многихъ случаяхъ упоминаются „больничныя кельи", „больницы". Очевидно, монастырь оказы вай . окружающему населенно не только духовно-нравственную, но и врачеб ную помощь, какую могъ по уровню медицинскихъ знанш того времени, заменяя теперешнюю городскую или земскую лечебницу и больницу. Нако- нецъ, монастырь игралъ роль прнота или богадельни. Посадскш человекъ или крестьянинъ находилъ себе прибежище и успокоеше на старости летъ подъ монашеской рясой или въ качестве бельца, живущаго въ тиши монастырской ограды. Съ этою именно целью: доставить прнотъ своимъ членамъ, хлопотали иногда объ осповаши монастырей и давали имъ сред ства на содержате сами городсия и сельсюя общества, подобно тому какъ теперь богадельни и прйоты учреждаются и содержатся городами и зем ствами. Не разъ yate приводились примеры осповашя такихъ монастырей па севере. Такъ въ 1580 г. отъ всей Вятской земли была подана чело битная Ивану Грозному о томъ, что въ Вятской земле монастыря нЬтъ, и вятчанамъ увечнымъ людямъ и находящимся при смерти постригаться негде. Результатомъ ходатайства было основаше въ Хлынове Успенская монастыря, которому были отведены пригородныя земли. Въ 1599 г. жи тели города Слободского и его уезда, недовольные порядками Хлыновскаго Арх. мин. юст. писц. кн. 511. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz