Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 80 — чатныхъ и письменныхъ, и знаменныхъ числомъ сто". Другой документа, относящейся къ концу стол'Ь'пя, подтверждаешь это извЬсйе о значитель- номъ количеств^ книгъ, которымъ обладалъ Красногорскш монастырь. Въ описи монастыря 1684 г. замечено, что бнвшш на ДвинЬ воевода думный дворянинъ И. В. Чаадаевъ взялъ изъ монастыря всякихъ книгъ числомъ 40 и возвратилъ только 10, остальныя удержалъ за собою, можетъ быть, „зачиталъ", какъ бы мы сказали, выражаясь языкомъ нашего времени1). Писцовыя книги, описывая монастырскую утварь, даютъ, повидимому, далеко не полныя перечни монастырскихъ книгъ, указывая, главнымъ об­ разомъ, богослужебный книги. Но и среди этихъ перечней вдругъ мель- кнетъ „Степенная книга" или „Просветитель" 1осифа Волоцкаго, или „книга Максимъ Грекъ". Не слЬдуетъ однако идеализировать северный монастырь и преувеличивать его нравственнаго вл1яшя. Онъ отражалъ въ себЬ всю грубость окружавшей его среды, которая входила въ него подъ черной рясой и продолжала сквозить изъ подъ этой смиренной рясы прежними безобразными пятнами. Это обыкновенное явлеше, что пустыня съ суро­ выми нравами и подвигами постепенно превращается въ богатую обитель съ разнообразными и тЬсными связями съ окружающей средой по тому имуществу, которымъ обитель владЬетъ. Аскетичеше идеалы подавляются матер 1 альными, дцрски.ми интересами, и шумъ житейской суеты начинаетъ заглушать тихую молитву инока. Если монастырь оказывалъ вдадше на окружающее его общество, быть можетъ, нЬсколько одухотворяя его и содействуя возвышенно помысловъ надъ житейскимъ уровнемъ, то съ дру­ гой стороны и общество не оставалось безъ воздЬйствгя на монастырь, матер1ализуя и втягивая его въ водоворотъ житейскихъ отношенш и хозяй- ственныхъ интересовъ. Общество горячо поддерживало монастырь, какъ мЬсто, гдЬ жили молитвенники за грЬхи Mipa, преемники и продолжатели святыхъ угодниковъ, основавшихъ монастырь; какъ учреждеше, обладавшее могущественными средствами, необходимыми для спасешя души и какъ местную святыню, которую чтили и которой гордились. Входя въ славу, монастырь быстро богатЬлъ; къ нему притекали пожертвовашя; завязыва­ лись прочныя связи съ местными капиталистами, становившимися его покровителями, которые поддерживали его не только изъ побуждешя бого- угоднаго д'Ьла, но иногда изъ чувства нЬкотораго мЬстнаго патрютизма. Покровительствуемый монастырь становился семейной святыней, какъ бы нродолжешемъ домашней церкви и мЬстомъ благочестиваго путешествия на богомолье, а затЬмъ и фамильной усыпальницей. Такъ Строгановы поддер­ живали пермсше и сольвычегодше монастыри, обстановка которыхъ сози­ далась ихъ „строешемъ". Изобразительную картину отношенш главныхъ устюжскихъ монастырей къ кружку видныхъ устюжскихъ коммерческихъ фамшпй даютъ описашя этихъ монастырей, которыя мы находимъ въ писцо­ выхъ книгахъ. Обители щедро украшаются ихъ доброхотными даяшями. J) Чт. О. И. Д. 1880 г. кн. 3, стр. 67, 98. Еп. Макарш, Историческое описаше Красногорскаго монастыря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz