Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
Глава YL Мо н а с т ыр ь и о бще с т в о на c t e e p t . Въ нашей литературе хорошо выясненъ вопросъ о значении, какое им’Ьлъ северный монастырь и въ нравственной, и въ хозяйственной жизни древней Руси, какъ религиозный и культурный центръ и какъ деятель ко- лонизацш глухого сгЬвернаго края. Действительно, нельзя не признать за с'Ьверно-русскимъ монастыремъ значительная нравственнаго влйяппя на окрулсавшее его общество. Обраставшая светлой легендой память о хри- сыапскихъ иноческихъ подвигахъ его пустынника—-основателя, тепливша яся непрерывно въ монастыре подобно той неугасимой лампаде, которая мерцала надъ его гробомъ и слава о такихъ же подвигахъ его преемни- ковъ и подражателей среди братш озаряли темную окружающую среду съ ея мелкими заботами и интересами, внося некоторый лучъ идеализма въ грубую жизнь XYII в. Самая красота монастырскаго богослужения и весь обиходъ жизни иноковъ, „прпявппихъ аигельсшй образъ“, действовали на воображеше и чувства богомольца,' на время отрывавшагося отъ своей будничной серой обстановки и попадавшаго въ какой-то иной, какъ бы неземной м!ръ, о которомъ онъ уносилъ потомъ яркое воспоминаше, не , потухавшее, быть можетъ, до конца дней и не разъ передававшееся близ- кимъ. Монастырь былъ не только средствомъ спасешя для техъ, кто отре кался навсегда отъ Mipa, но и местомъ нравственнаго отдыха отъ еже дневной действительности для мимолетнаго гостя съ котомкой за плечами, котораго онъ манилъ издалека именно этой возможностью хотя бы на время подняться надъ обычными житейскими буднями. Северный монастырь могъ быть также и источникомъ некотораго книжнаго просвещения. Среди братш были всегда грамотные люди; монастырь всегда владелъ книгами, притомъ не только богослужебными. Въ болыпихъ монастыряхъ библштеки достигали обширныхъ размеровъ. Но есть указашя, что и малыя обители обладали иногда значительными книжными богатствами. Такъ въ первой половине XYII в. не позлее 1636 г. небольшому и недавно основанному Красногорскому монастырю на ПинегЬ усердный жертвователь этого мона стыря ярославскш купецъ Егоръ Лыткинъ прислалъ „книгь разныхъ пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz