Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

Глава YL Мо н а с т ыр ь и о бще с т в о на c t e e p t . Въ нашей литературе хорошо выясненъ вопросъ о значении, какое им’Ьлъ северный монастырь и въ нравственной, и въ хозяйственной жизни древней Руси, какъ религиозный и культурный центръ и какъ деятель ко- лонизацш глухого сгЬвернаго края. Действительно, нельзя не признать за с'Ьверно-русскимъ монастыремъ значительная нравственнаго влйяппя на окрулсавшее его общество. Обраставшая светлой легендой память о хри- сыапскихъ иноческихъ подвигахъ его пустынника—-основателя, тепливша­ яся непрерывно въ монастыре подобно той неугасимой лампаде, которая мерцала надъ его гробомъ и слава о такихъ же подвигахъ его преемни- ковъ и подражателей среди братш озаряли темную окружающую среду съ ея мелкими заботами и интересами, внося некоторый лучъ идеализма въ грубую жизнь XYII в. Самая красота монастырскаго богослужения и весь обиходъ жизни иноковъ, „прпявппихъ аигельсшй образъ“, действовали на воображеше и чувства богомольца,' на время отрывавшагося отъ своей будничной серой обстановки и попадавшаго въ какой-то иной, какъ бы неземной м!ръ, о которомъ онъ уносилъ потомъ яркое воспоминаше, не , потухавшее, быть можетъ, до конца дней и не разъ передававшееся близ- кимъ. Монастырь былъ не только средствомъ спасешя для техъ, кто отре­ кался навсегда отъ Mipa, но и местомъ нравственнаго отдыха отъ еже­ дневной действительности для мимолетнаго гостя съ котомкой за плечами, котораго онъ манилъ издалека именно этой возможностью хотя бы на время подняться надъ обычными житейскими буднями. Северный монастырь могъ быть также и источникомъ некотораго книжнаго просвещения. Среди братш были всегда грамотные люди; монастырь всегда владелъ книгами, притомъ не только богослужебными. Въ болыпихъ монастыряхъ библштеки достигали обширныхъ размеровъ. Но есть указашя, что и малыя обители обладали иногда значительными книжными богатствами. Такъ въ первой половине XYII в. не позлее 1636 г. небольшому и недавно основанному Красногорскому монастырю на ПинегЬ усердный жертвователь этого мона­ стыря ярославскш купецъ Егоръ Лыткинъ прислалъ „книгь разныхъ пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz