Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 68 — была своя выдающаяся, наиболее чтимая обитель, знаменитая подвигами основавшаго ее святого, мощи котораго тамъ иногда покоились или сла вившаяся какой либо чудотворной иконой. Эти святыни привлекали къ монастырямъ богомольцевъ, а также пожертвовашя деньгами и землей, изъ которыхъ составлялось и росло богатство монастыря. По описашямъ, сохраненнымъ намъ писцовыми книгами, мы можемъ возстановить вггЬшшй видъ такого крупнаго С'Ьверпаго монастыря. Онъ стоитъ обыкновенно на берегу р'Ьки, озера или на морскомъ берегу при ргЬчномъ устье. Въ немъ две или три церкви; при одной изъ нихъ трапезная, пг/Ь сходится брапя и иногда „келарская“, где иринимаютъ и угощаютъ знатныхъ посетителей. Церкви всегда деревянныя; только въ двухъ монастыряхъ по писцовымъ книгамъ XYII в. показаны каменныя: въ Антошевомъ Сшскомъ уже въ 20-хъ годахъ упоминается каменная церковь о пяти верхахъ и въ Архан- гельскомъ монастыре на Устюге по описашю 1678 г.— „церковь холодная каменная на палатахъ о пяти главахъ съ двумя приделами; около церкви кругомъ паперть каменная жъ. У паперти на переднемъ углу съ севера колокольня каменная шатровая. На церкви и па колокольне главы опаяны белымъ железомъ“. Каменная колокольня также редкость; обыкновенно она деревянная „рубленая" и на ней иногда „часы боевые". Писцовая книга подробно перечисляетъ колокола, болыше и малые, съ указашемъ ихъ веса и именъ жертвователей. Ташя же подробныя описашя даетъ она для церковной утвари, иконъ, облаченш, а въ несколькихъ случаяхъ переписана даже монастырская металлическая оловянная и медная посуда, служившая признакомъ достатка по тому времени: блюда, тарелки, судки, кандеи, кумганы, ендовы, котлы и т. д. „На монастыре", т. е. около церк вей расположены кельи братш, причемъ высппе чины монастыря: игуменъ, строитель, келарь, казначей, соборные старцы живутъ въ особыхъ кельяхъ, остальная братья въ несколькихъ общихъ; но иногда каждый инокъ поме щается въ особой, вероятно очень неболыпихъ размеровъ, келье. Тутъ же находятся и необходимыя службы: хлебня, поварня и, по большей части, „больничная келья". Монастырь обнесенъ деревянною оградою „за- боромъ", „заметомъ". За оградою расположены обыкновенно конный и скотный дворы и мельница, при которыхъ живутъ монастырсше слуги, детеныши или наемные работники. Иногда за монастыремъ устроенъ осо бый „дворъ гостинъ", или „дворъ для пр1езжихъ людей", т. е. гостинница для богомольцевъ. Нередко у монастыря ютится еще особая слободка, населенная монастырскими вкладчиками и бобылями—ремесленниками, работающими на монастырь. Таковы были въ Заонежскихъ погостахъ монастыри: св. Александра Свирскаго, расположенный на р еке Свири въ 35 верстахъ отъ города Олонца, владевши 85-ю крестьянскими и бобыльскими дворами, Муромсшй на Онеге озере съ 30-ю дворами и Рождественскш Палеостровсшй, въ вотчинахъ котораго числилось 11 дворовъ по переписи 1646—47 г. БогатМ - шимъ монастыремъ Каргопольскаго уезда былъ Ошевенскш Успенскш на реке ЧурыогЗз, левомъ притоке Онеги. Возле монастыря была слободка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz