Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 55 — в о т ч и н а поморсте крестьяне называли преимущественно родовое вла­ дЬше, т. е. полученное по наследству *) отъ родственника въ отлич1е отъ благопркнбрЬтештаго, „купли11. Въ 1631 г. выборный земскш судья Пежем­ скаго стана въ Устьянскихъ волостяхъ, производя разслЬдоваше по одному поземельному дЬлу, разспрашивалъ о спорномъ участке земли: „та земля, на коей они (споривппе о ней родственники) живутъ, с т а р и н н а я л и и х ъ в о т ч и н н а я и л и к у п л е н а я? “ Свидетели, къ которымъ судья обратился, сказали: „про землю мы не ведаемъ, к у п л е н а я ли, и л и и х ъ р о д о в а я 1. Одинъ изъ владельцевъ земли сказалъ: „та земля наша вотчинная, дЬдъ нашъ, да отецъ владели, а ньгнеча мы112). Нередко въ актахъ можно встретить выражешя, въ которыхъ этотъ терминъ упо­ требляется прямо въ буквальномъ смысле, обозначая земельный участокъ, унаследованный отъ о т ц а : „продалъ есми вотчину, отца своего благо- словеше“, „благословешемъ отца своего владелъ я, Дениско, третью деревни Пестовымъ Раменьемъ11, „владелъ тотъ дядя мой Емельянъ вот­ чиною моею, отца моего благословешемъ113) и т. д. Впрочемъ строгое значеше термина не всегда выдерживается, и онъ прилагается также и къ купле. Писцы П. Мансуровъ и В. Архиповъ, описывавпие Сольвычегод- моимъ вотчиннымъ участкомъ завладЬлъ сильно крестьянинъ безъ твоего государева указу самовольствомъ и учалъ его продавать. А какъ продалъ и у того купилъ иной жилецъ. А ныне владЬютъ имъ те крестьяне Се­ менъ да Василей... И я сирота твой... на вотчину свою приволокся, и те крестьяне Семенъ Парееновъ и Василш Еолбинъ мнЬ того участка не отдали Писцы П. Мансуровъ и В. Архиповъ, переписывавпйе Сольвычегодскш уездъ въ 1624 г., писали въ Москву, что „быотъ челомъ усольскаго уЬзда крестьяне, которые въ прошлыхъ годЬхъ замолодали отъ бедности и бродили по инымъ городамъ. А деревни свои купленыя метали впусте. И те деревни безъ нихъ MipcKie люди отдали крестьяномъ изъ тягла и данныя имъ давали, что имъ въ тЬхъ деревняхъ жити и пашня пахати, и дворы ставити, и наши вся гая подати и M ipcK ie розметы платити съ волостью вместе. А будетъ взы­ щется кто на какую деревню вотчичъ, и тЬмъ вотчинникомъ те деревни отда­ вать назадъ. А что хоромъ прибавятъ или пашню распашутъ, и за то въ тЬхъ данныхъ писано имати на техъ вотчинникахъ деньгами по 15 и по 20 руб., и болыпи. И те крестьяне по тЬмъ м1рскимъ даннымъ, подержавъ за собою те деревни года, два или три, испродали. А старые вотчинники о своихъ вот­ чинахъ бьютъ намъ челомъ о указе1'. Писцы испрашиваютъ указашй, какъ быть въ этихъ случаяхъ, которыхъ не предусматривалъ данный имъ наказъ, отдавать ли тгЬ деревни вотчинникамъ назадъ? Приказъ предписалъ возвра­ щать деревни вотчинникамъ, взыскивая съ нихъ плату за произведенныя дер­ жателями постройки. Пр. Д. 1624 № 8. *) Такое определеше северной вотчины мы находимъ въ такъ называе- момъ судебникЬ царя ведора Ивановича: „А кто после живота своего отпишетъ деревню дЬтямъ, то имъ и вотчина ввекъ“ (ст. 165.) '2) Пр. Д. 1631 № 56.' 3) Пр. Д. 1631 Дге 44; 1631 № 55; 1631 № 56.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz