Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 55 — в о т ч и н а поморсте крестьяне называли преимущественно родовое вла дЬше, т. е. полученное по наследству *) отъ родственника въ отлич1е отъ благопркнбрЬтештаго, „купли11. Въ 1631 г. выборный земскш судья Пежем скаго стана въ Устьянскихъ волостяхъ, производя разслЬдоваше по одному поземельному дЬлу, разспрашивалъ о спорномъ участке земли: „та земля, на коей они (споривппе о ней родственники) живутъ, с т а р и н н а я л и и х ъ в о т ч и н н а я и л и к у п л е н а я? “ Свидетели, къ которымъ судья обратился, сказали: „про землю мы не ведаемъ, к у п л е н а я ли, и л и и х ъ р о д о в а я 1. Одинъ изъ владельцевъ земли сказалъ: „та земля наша вотчинная, дЬдъ нашъ, да отецъ владели, а ньгнеча мы112). Нередко въ актахъ можно встретить выражешя, въ которыхъ этотъ терминъ упо требляется прямо въ буквальномъ смысле, обозначая земельный участокъ, унаследованный отъ о т ц а : „продалъ есми вотчину, отца своего благо- словеше“, „благословешемъ отца своего владелъ я, Дениско, третью деревни Пестовымъ Раменьемъ11, „владелъ тотъ дядя мой Емельянъ вот чиною моею, отца моего благословешемъ113) и т. д. Впрочемъ строгое значеше термина не всегда выдерживается, и онъ прилагается также и къ купле. Писцы П. Мансуровъ и В. Архиповъ, описывавпие Сольвычегод- моимъ вотчиннымъ участкомъ завладЬлъ сильно крестьянинъ безъ твоего государева указу самовольствомъ и учалъ его продавать. А какъ продалъ и у того купилъ иной жилецъ. А ныне владЬютъ имъ те крестьяне Се менъ да Василей... И я сирота твой... на вотчину свою приволокся, и те крестьяне Семенъ Парееновъ и Василш Еолбинъ мнЬ того участка не отдали Писцы П. Мансуровъ и В. Архиповъ, переписывавпйе Сольвычегодскш уездъ въ 1624 г., писали въ Москву, что „быотъ челомъ усольскаго уЬзда крестьяне, которые въ прошлыхъ годЬхъ замолодали отъ бедности и бродили по инымъ городамъ. А деревни свои купленыя метали впусте. И те деревни безъ нихъ MipcKie люди отдали крестьяномъ изъ тягла и данныя имъ давали, что имъ въ тЬхъ деревняхъ жити и пашня пахати, и дворы ставити, и наши вся гая подати и M ipcK ie розметы платити съ волостью вместе. А будетъ взы щется кто на какую деревню вотчичъ, и тЬмъ вотчинникомъ те деревни отда вать назадъ. А что хоромъ прибавятъ или пашню распашутъ, и за то въ тЬхъ данныхъ писано имати на техъ вотчинникахъ деньгами по 15 и по 20 руб., и болыпи. И те крестьяне по тЬмъ м1рскимъ даннымъ, подержавъ за собою те деревни года, два или три, испродали. А старые вотчинники о своихъ вот чинахъ бьютъ намъ челомъ о указе1'. Писцы испрашиваютъ указашй, какъ быть въ этихъ случаяхъ, которыхъ не предусматривалъ данный имъ наказъ, отдавать ли тгЬ деревни вотчинникамъ назадъ? Приказъ предписалъ возвра щать деревни вотчинникамъ, взыскивая съ нихъ плату за произведенныя дер жателями постройки. Пр. Д. 1624 № 8. *) Такое определеше северной вотчины мы находимъ въ такъ называе- момъ судебникЬ царя ведора Ивановича: „А кто после живота своего отпишетъ деревню дЬтямъ, то имъ и вотчина ввекъ“ (ст. 165.) '2) Пр. Д. 1631 № 56.' 3) Пр. Д. 1631 Дге 44; 1631 № 55; 1631 № 56.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz