Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 52 — 1 слилась съ вотчиной въ одинъ видъ землевлад-Ьшя. Белая рука сообщала характеръ частной собственности той земле, до которой она касалась. Термииъ ч е р н ы й значилъ въ древней Руси: ничей въ отдельности, общш, MipcKofi. Чернь—это то же, что м1ръ, весь Mipb въ смысле обще ства1), Черная земля—это земля, не составляющая ничьей частной соб ственности, ничья, общая, MipcKafl. Она можетъ или быть пикЬмъ не занятой, лежащей впусте, или находиться въ пользоваши и владЫи заии- мающихъ ее лицъ. Въ обоихъ случаяхъ это была земля, не знавшая на себе частной собственности. Въ глазахъ древняго крестьянства владеше землею обусловливалось трудовымъ захватомъ. Прекращалось такое трудо вое воздейс/те на землю, должно было прекращаться и владеше ею, и она становилась опять ничьею, божьего, которою можетъ пользоваться каждый желающш, MipcKoro. Съ того времени какъ начало проявлять свою силу государство, оно стало тЬмъ всеобъемлющимъ общественнымъ союзомъ, темъ высшимъ верховнымъ м1ромъ, который сталъ субъектомъ правъ на никому въ собственность не принадлежащую землю. Прежде такая земля считалась ничьею, общею, принадлежащею Mipy въ неопределенномъ смысле; съ появлешемъ государства мысль объ этомъ Mipe получила более кон- кретныя очерташя, и такимъ MipoMb стало государство. Слова „государ ственный" въ древне-русскомъ языке не существовало; вместо него упо треблялось более конкретное слово „государевъ", такъ какъ воображеше людей того времени, не привыкшихъ къ отвлеченному мышлешю, конкрет нее олицетворяло государство въ государе, такъ что эти понятая отожде ствлялись. Не вся однако государственная земля была черной, и вотъ почему выражеше: государева черная земля не составляете плеоназма. Такъ не называли землю, принадлежавшую государству и отдававшуюся служилымъ людямъ въ поместья, хотя эта одинаковая принадлежность черной и б е лой—поместной земли государству сознавалась юридической мыслью еще XVI в ек а .2) Итакъ черная земля въ XVII в. это не всякая государственная земля; но именно государственная земля, заселенная черными людьми, сомкнутыми въ общества, которыя государство приспособило для своихъ фискальныхъ целей. Организащя владельцевъ черной земли въ т а т е союзы была необходимымъ свойствомъ чернаго землевладешя. По владЬтю черной землей союзы и организовались. На какомъ же праве владели черною землею тяглые люди, отбывайте съ нея тягло, черносошные, какъ ихъ еще называли, указывая этимъ терми- номъ на связь владешя черной землей съ податной, сошной организащей? J) Ср. Соловьева, О значенш слова „черный" въ древне-русскомъ языке: нигсЪмъ не занятый. Сборникъ Вауева, 282. Пр. Д. 1633 № 37: „а мы, сироты твои, государевы, в с Ьмъ м i р о мъ ч е р н ь ю ...... о нирскихъ нужахт бить челомъ къ Москве не посылали". 2) Судебн. 1550 г. стат. 84: „А взыщетъ черный на черномъ или по щикъ на пом'Ьщик'Ь, за к о т о р ым и з е м л я д а р я и в е л и к а г о к н я з я " .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz