Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 51 — ставлявшее изъ себя совокупность разнаго рода податей и натуральныхъ повинностей. Терминъ „белый" значилъ: свободный отъ тягла, нетяглый; обелить—значило освободить отъ тягла; б'Ьлом'Ьстецъ—владЬлецъ бЬлаго места, белой земли, по которой онъ не обязанъ нести тягла. Право вла дешя такою землею и было правомъ, сопряженнымъ съ тЬми служебными обязаппостями, которыя лежали на бЬлом'Ьстцахъ. Тяглые люди жили частно на владЬльческихъ б'Ьлыхъ земляхъ, частно на государственной земле городской или сельской и за право труда на той или другой земле отбывали тягло. Следовательно правомъ тяглыхъ людей было право труда на чужой земле. Изъ тяглыхъ людей гЪ, которые жили на государствен ной земле, грунпируясь въ городсие или сельсие союзы, носили назваше черныхъ людей. Такимъ образомъ черные люди—это разновидность тяг лыхъ людей, это тяглецы, живппе и трудивппеся на государственной { землЬ, посадсше люди или государственные крестьяне. Но помещичь- яго или церковнаго крестьянина, также тяглеца по отношение къ государству, „чернымъ" человекомъ, офищальпо по крайней мере, не называли. Для тяглыхъ людей, работавшихъ на земляхъ беломестца, землевладелец становился посредникомъ между ними и государствомъ при отбываши тягла, подобно тому какъ онъ являлся для нихъ и носите- лемъ другихъ государственныхъ функцш—судебныхъ; черные люди отбы вали тягло по тЬмь союзамъ городскимъ или сельскимъ, по которымъ они организовались. Земля въ Московскомъ государстве распадалась также на две кате- горш съ эпитетами „белая" и „черная". Белой землей называлась та, ко торою владели нетяглые люди, беломестцы; таковы были вотчины, сосре- доточивппяся въ рукахъ духовенства и служилаго класса, которыми эти общественныя группы владели на праве собственности. Идея земельной собственности, такъ туго пускавшая корни въ русскомъ обществе, полу- чаетъ свое развитче прежде всего именно въ этой белой среде, распро страняясь затемъ сверху внизъ. Ее вносить церковь, заимствующая ее изъ римскаго права. ОггЬдомъ за церковью ее усваиваютъ служилые круги, я такимъ образомъ у белыхъ людей она является въ достаточной степени развитою въ то время, какъ общественным^ низамъ она остается еще чуж дой. При такомъ развитш правосознания полная собственность на землю становится правомъ белаго человека, сочетаясь съ свободою его отъ тягла. Такимъ образомъ беломестецъ, это—нетяглый служилый человекъ, обла дающей правомъ собственности на землю. Белая земля, это—земля, сво бодная отъ тягла, затемъ земля, составлявшая предмета частной собствен ности; „обелить" столько же значитъ освободить отъ тягла, сколько утвер дить въ праве собственности. Эти два понятая тесно соединяются, и право (Собственности на землю начинаетъ выражаться прежде всего въ освобож- денш ея отъ тягла. Право земельной собственности такъ присуще бело- местцамъ, что та государственная земля, которая отдавалась имъ во вре менное и условное владЬте, въ поместье, должна была испытать на себе воздЬйсше этого права, усваивая черты собственности и въ конце концовъ 4*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz