Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 51 — ставлявшее изъ себя совокупность разнаго рода податей и натуральныхъ повинностей. Терминъ „белый" значилъ: свободный отъ тягла, нетяглый; обелить—значило освободить отъ тягла; б'Ьлом'Ьстецъ—владЬлецъ бЬлаго места, белой земли, по которой онъ не обязанъ нести тягла. Право вла­ дешя такою землею и было правомъ, сопряженнымъ съ тЬми служебными обязаппостями, которыя лежали на бЬлом'Ьстцахъ. Тяглые люди жили частно на владЬльческихъ б'Ьлыхъ земляхъ, частно на государственной земле городской или сельской и за право труда на той или другой земле отбывали тягло. Следовательно правомъ тяглыхъ людей было право труда на чужой земле. Изъ тяглыхъ людей гЪ, которые жили на государствен­ ной земле, грунпируясь въ городсие или сельсие союзы, носили назваше черныхъ людей. Такимъ образомъ черные люди—это разновидность тяг­ лыхъ людей, это тяглецы, живппе и трудивппеся на государственной { землЬ, посадсше люди или государственные крестьяне. Но помещичь- яго или церковнаго крестьянина, также тяглеца по отношение къ государству, „чернымъ" человекомъ, офищальпо по крайней мере, не называли. Для тяглыхъ людей, работавшихъ на земляхъ беломестца, землевладелец становился посредникомъ между ними и государствомъ при отбываши тягла, подобно тому какъ онъ являлся для нихъ и носите- лемъ другихъ государственныхъ функцш—судебныхъ; черные люди отбы­ вали тягло по тЬмь союзамъ городскимъ или сельскимъ, по которымъ они организовались. Земля въ Московскомъ государстве распадалась также на две кате- горш съ эпитетами „белая" и „черная". Белой землей называлась та, ко­ торою владели нетяглые люди, беломестцы; таковы были вотчины, сосре- доточивппяся въ рукахъ духовенства и служилаго класса, которыми эти общественныя группы владели на праве собственности. Идея земельной собственности, такъ туго пускавшая корни въ русскомъ обществе, полу- чаетъ свое развитче прежде всего именно въ этой белой среде, распро­ страняясь затемъ сверху внизъ. Ее вносить церковь, заимствующая ее изъ римскаго права. ОггЬдомъ за церковью ее усваиваютъ служилые круги, я такимъ образомъ у белыхъ людей она является въ достаточной степени развитою въ то время, какъ общественным^ низамъ она остается еще чуж­ дой. При такомъ развитш правосознания полная собственность на землю становится правомъ белаго человека, сочетаясь съ свободою его отъ тягла. Такимъ образомъ беломестецъ, это—нетяглый служилый человекъ, обла­ дающей правомъ собственности на землю. Белая земля, это—земля, сво­ бодная отъ тягла, затемъ земля, составлявшая предмета частной собствен­ ности; „обелить" столько же значитъ освободить отъ тягла, сколько утвер­ дить въ праве собственности. Эти два понятая тесно соединяются, и право (Собственности на землю начинаетъ выражаться прежде всего въ освобож- денш ея отъ тягла. Право земельной собственности такъ присуще бело- местцамъ, что та государственная земля, которая отдавалась имъ во вре­ менное и условное владЬте, въ поместье, должна была испытать на себе воздЬйсше этого права, усваивая черты собственности и въ конце концовъ 4*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz