Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 247 — тельности прежнихъ, существовавшихъ до грамотъ земскихъ органовъ была защита м!рскихъ иитересовъ отъ покушешя на нихъ со стороны частныхъ лицъ, а также и правительственныхъ агентовъ. Волостные ста росты выстуиаютъ въ судебныхъ продессахъ, которые ведутся волостью, отыскивающей или защищающей свои права, въ качестве представителей волости. Особые, спещалыю избиравийеся волостями старосты присутству- ютъ на судЬ нам'Ьстниковъ и волостелей во главе коллегш лучшихъ лю дей, присяжныхъ заседателей, следя за правильностью пpaвocyдiя и обе регая интересы волостного населешя отъ самихъ этихъ правительствен ныхъ судей и ихъ уполномоченныхъ. Такое присутситае старостъ и луч шихъ людей на суде, известное уже судебнику Ивана III, царсюй судеб- никъ делаетъ повсеместиымъ и обязательными Грамоты Грознаго передаютъ и самый судъ въ руки земскихъ вы борныхъ, устанавливая для того новыя выборныя должности сверхъ имев шихся на лицо прежнихъ.—Точно такъ же выборныя земсшя власти из давна вели хозяйственныя дела Mipa, производили сборы деиегъ на раз- наго рода MipcKia нужды, напр, на постройку храма, на посылку чело битья, на обпця промышленныя предпр!я'ия, на защиту иитересовъ Mipa на суде. Наместничьи грамоты представляютъ этимъ же м1рскимъ выбор нымъ также и сборъ наместничьихъ доходовъ, запрещая при этомъ самимъ наместяичьимъ агентамъ взимать эти доходы непосредственно съ населе- ш я 1). Земсшя грамоты XYI в. возлагаютъ на м1рскихъ выборныхъ сборъ и доставку въ Москву вообще казенныхъ податей, поручая это дело темъ же вновь учрежденнымъ выборнымъ, которымъ поручался и судъ. На зем- сюе Mipii были возложены те правительственныя задачи, которыя раньше возлагались на правительственныхъ агентовъ. Земсме выборные должны были заведывать сборомъ казенныхъ податей, отправлешемъ правосудия и полицейскихъ обязанностей. Соответственно съ этимъ усложнялся зем- сгай выборный нерсоналъ; къ прежнимъ выборнымъ агентамъ Mipa при соединялись новые, на которыхъ тагая правительственныя обязанности и возлагались. Итакъ, выборный механизмъ северныхъ земскихъ MipoB’b былъ такъ же древенъ, какъ и сами земсше Mipn; вызывался къ существованш потреб ностями самой жизни, складывался давнею практикою. Съ 30-хъ годовъ XYI в. онъ станъ осложняться, благодаря передаче м^рамъ государствен- ныхъ функцш. Въ результате и этой долгой практической выработки, и наслоешй, внесенныхъ XYI векомъ и по своему переделанныхъ жизнью, получилась та система самоуправлешя, которую мы застаемъ на севере въ XYII в. и къ разсмотрешю которой мы теперь должны обратиться. Рискуя утомить внимаше читателя, мы начнемъ это изучеше съ обзора выборныхъ земскихъ органовъ по отдельнымъ уездамъ, о которыхъ име- емъ данныя, не сводя пока этихъ данныхъ въ обобщающей очеркъ для того, чтобы не стирать индивидуальныхъ особенностей каждой местности и пред- ') См. напр. Белозерскую наместничью грамоту 1488 г. А. Э. I № 123.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz