Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.

— 247 — тельности прежнихъ, существовавшихъ до грамотъ земскихъ органовъ была защита м!рскихъ иитересовъ отъ покушешя на нихъ со стороны частныхъ лицъ, а также и правительственныхъ агентовъ. Волостные ста­ росты выстуиаютъ въ судебныхъ продессахъ, которые ведутся волостью, отыскивающей или защищающей свои права, въ качестве представителей волости. Особые, спещалыю избиравийеся волостями старосты присутству- ютъ на судЬ нам'Ьстниковъ и волостелей во главе коллегш лучшихъ лю­ дей, присяжныхъ заседателей, следя за правильностью пpaвocyдiя и обе­ регая интересы волостного населешя отъ самихъ этихъ правительствен­ ныхъ судей и ихъ уполномоченныхъ. Такое присутситае старостъ и луч­ шихъ людей на суде, известное уже судебнику Ивана III, царсюй судеб- никъ делаетъ повсеместиымъ и обязательными Грамоты Грознаго передаютъ и самый судъ въ руки земскихъ вы­ борныхъ, устанавливая для того новыя выборныя должности сверхъ имев­ шихся на лицо прежнихъ.—Точно такъ же выборныя земсшя власти из­ давна вели хозяйственныя дела Mipa, производили сборы деиегъ на раз- наго рода MipcKia нужды, напр, на постройку храма, на посылку чело­ битья, на обпця промышленныя предпр!я'ия, на защиту иитересовъ Mipa на суде. Наместничьи грамоты представляютъ этимъ же м1рскимъ выбор­ нымъ также и сборъ наместничьихъ доходовъ, запрещая при этомъ самимъ наместяичьимъ агентамъ взимать эти доходы непосредственно съ населе- ш я 1). Земсшя грамоты XYI в. возлагаютъ на м1рскихъ выборныхъ сборъ и доставку въ Москву вообще казенныхъ податей, поручая это дело темъ же вновь учрежденнымъ выборнымъ, которымъ поручался и судъ. На зем- сюе Mipii были возложены те правительственныя задачи, которыя раньше возлагались на правительственныхъ агентовъ. Земсме выборные должны были заведывать сборомъ казенныхъ податей, отправлешемъ правосудия и полицейскихъ обязанностей. Соответственно съ этимъ усложнялся зем- сгай выборный нерсоналъ; къ прежнимъ выборнымъ агентамъ Mipa при­ соединялись новые, на которыхъ тагая правительственныя обязанности и возлагались. Итакъ, выборный механизмъ северныхъ земскихъ MipoB’b былъ такъ же древенъ, какъ и сами земсше Mipn; вызывался къ существованш потреб­ ностями самой жизни, складывался давнею практикою. Съ 30-хъ годовъ XYI в. онъ станъ осложняться, благодаря передаче м^рамъ государствен- ныхъ функцш. Въ результате и этой долгой практической выработки, и наслоешй, внесенныхъ XYI векомъ и по своему переделанныхъ жизнью, получилась та система самоуправлешя, которую мы застаемъ на севере въ XYII в. и къ разсмотрешю которой мы теперь должны обратиться. Рискуя утомить внимаше читателя, мы начнемъ это изучеше съ обзора выборныхъ земскихъ органовъ по отдельнымъ уездамъ, о которыхъ име- емъ данныя, не сводя пока этихъ данныхъ въ обобщающей очеркъ для того, чтобы не стирать индивидуальныхъ особенностей каждой местности и пред- ') См. напр. Белозерскую наместничью грамоту 1488 г. А. Э. I № 123.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz