Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 228 — реходятъ функцш государственной власти, въ то время какъ центральная верховная власть изчезла. Начались усиленныя сношешя между зем ствами, подготовлявшими средства для освобождешя родины и для возста- новлешя разрушеннаго государственная порядка. Ташя возвышенныя цгЬли вызываютъ дружную деятельность общественныхъ классовъ местности, и по своему составу1) всеуЬздныя земсшя собрания времени Смуты очень напоминаютъ общегосударственный земсшй соборъ. Это какъ-бы земсше соборы въ ыишатюр'Ь. Въ март! 1611 г. изъ Чердыпи отправляются къ МосквЬ 50 ратниковъ въ ополчеше Московскому государству на помощь, „на разорителей веры хриеиансше, на богоотступниковъ и на польскихъ, и на литовскихъ людей". Ихъ снаряжаютъ и отправляютъ „Перми Велише, Чердыни игумены и попы, и дьяконы, и в е с ь о с в я щ е н н ы й с о б о р ъ , воевода И. И. Чемодановъ да подьячш Пятой Филатовъ, и чердынсше посадсше и Чердынскаго у'Ьзду старосты и цЬловальники, и вс'Ь земсше лучгше и середше, и молодпйе люди". Освященный соборъ м'Ьстнаго духовенства, служилые чины правительственной администрации посадъ и представители уЬзднаго населешя въ лицЬ выборныхъ старостъ и цело вальниковъ—таковъ составъ этого местнаго земскаго собора2). То же еди- неше общественныхъ классовъ можно наблюдать и въ первые годы после Смуты. Въ Москве действуете общеземсшй соборъ, въ областяхъ соби раются местные земсше соборы, которые .и берутъ на себя все тягости по устроенно государства. Ташя собрашя созываются, между прочимъ, ко миссиями, посылавшимися отъ общегосударственнаго земскаго собора на места для сбора гбхъ чрезвычайныхъ налоговъ, къ которымъ тогда прихо дилось прибегать. Такъ въ 1615 г. для сбора такого 20% налога3) прибыла въ Сольвычегодскъ комиссгя изъ трехъ лицъ: архимандрита Спасо-Камен- наго монастыря Питирима, С. Жеребцова и Б. Губина, которая и распо рядилась „собрать у Соли архимаритовъ и игуменовъ, и протопоповъ, и поповъ, и усольскихъ посадскихъ людей, и уездныхъ крестьянъ лучшихъ и середнихъ, и молодшихъ всехъ". Когда собр ате открылось, архимандритъ съ товарищами передали ему грамоты отъ царя и земскаго собора, кото рыя и были оглашены. Выслушавъ грамоты, MipcKie люди, какъ доносила комисс1я въ Москву, изъявили на новый налогъ соглайе, сказавъ: „воленъ Богъ да государь и съ нами, что у кого есть живота, ради давати"; избрали изъ своей среды окладчиковъ изъ посадскихъ и волостныхъ людей и вру чили комиссш избирательные протоколы, „выборы" на нихъ. Комиссгя npiexa.ia въ Сольвычегодскъ 2 сентября, выборы овдадчиковъ были покон чены 5-го. По той быстроте, съ которою былъ собранъ и действовалъ J) См. переписку земствъ въ Л. Э. II № 94, 100, 102, 110, 112 и др. 2) А. Э. II № 181, 188. 3) „Кто можетъ отъ живота своего и промыслу на 100 рублевъ, и съ того взяти пятую долю 20 рублевъ, а кто можетъ больше или меньше, и съ того взяти по тому жъ по расчету. Пр. Д. 1615 № 1, л. 50 и сл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz