Богословский, М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. [В 2 т.]. [Т.] 1. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления / М. Богословский. – Москва : издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, 1909. – VIII, 322, 105 с., [1] л. карт.
— 2 1 8 — легки". Возможно представить себЬ, что группа лицъ, легко обложенныхъ податью и несочувствовавшихъ предполагавшемуся рЬщенш схода, отказа лась на немъ участвовать или покинула собрате, и потому и появилась въ приговорЬ такая оговорка. Несмотря на неполноту состава сходъ все же постановилъ приговоръ и передалъ его земскому целовальнику для и споли етя1). Право учаспя на волостномъ сходЬ давало владЬше землею въ пре- дЬлахъ волости. Вотъ почему непашенные бобыли на сходахъ учасття не принимали и не бывали представителями деревень, въ которыхъ жили, слЬдовательно пассивнымъ правомъ при деревенскихъ выборахъ не поль зовались. Трудно сказать, пользовались ли они активнымъ правомъ, т. е. привлекались ли однодеревенцами къ этимъ соглашешямъ о посылкЬ дере венскаго депутата на волостной сходъ. Но пашенные бобыли, явлеше крайне рЬдкое на сЬверЬ, приравнивались, очевидно, къ крестьянамъ и являлись на сходъ. Въ Устьянской Чадромской волости былъ поселокъ пашенныхъ церковныхъ бобылей, ютивпийся на церковной землЬ при во лостной церкви св. Николая чудотворца и состоявшш по книг!; 1645 г. изъ 17 жилыхъ и 3 пустыхъ дворовъ. Трехъ изъ этихъ пашенныхъ бобы лей мы встрЬчаемъ на чадромскомъ волостномъ избирательномъ сходЬ 1645 г. наряду съ крестьянами.2) Не замЬтно также на волостныхъ сходахъ и половниковъ. ПослЬднихъ было довольно много въ 1640-хъ годахъ въ Сольвычегодскомъ уЬздЬ, гдЬ они снимали землю не только у видныхъ бо- гатЬевъ изъ торговыхъ людей, но и у простыхъ крестьянъ; однако на сходъ являются хозяева тЬхъ участковъ, которые сняты половниками. Такъ какъ приходсшя церкви владЬли обыкновенно земельными участками, то на волостномъ сходЬ въ качествЬ ихъ представителей участвовали иногда свя щенники, а по большей части церковные старосты, которыхъ напр, обык новенно видимъ на избирательныхъ сходахъ въ Устьянскихъ волостяхъ. *) Пр. Д. 1652 № 101. „Се язъ сотсшй Исакъ ведоровъ, цЬловальникъ Иванъ Харитоновъ, да выборные люди Баженъ Юрьевъ, Иванъ Соболевъ, Иванъ Митрофановъ, Иванъ Леонтьевъ да крестьяне: Василш Обуховъ, Баженъ Лу кинъ, (слЬдуютъ еще 37 именъ) и во всЬхъ крестьянъ мЬсто кромЬ тЬхъ, кои вытнымъ письмомъ легки, написали есми межъ собою сей приговоръ въ томъ, что намъ крестьяномъ поверстать межъ собою въ Варженской волости всЬ де ревни вытнымъ письмомъ прямо вправду по государеву крестному цЬловашю вправду (sic ), другу не дружить, а недругу не мстить, съ тяжелые снять, а на легкую прибавить, и написать списокъ вытному письму и отдать цЬловальнику за поповскою и за крестьянскими руками. А сверхъ того намъ вытнаго письма не переводить. А отдали мы M ipcK ie люди сей приговоръ земскому цЬловаль нику Ивану Харитонову сыну Боброву. На томъ мы и приговоръ дали. При говоръ писалъ по MipcicoMy велЬнью земскш дьячекъ ведка Семеновъ. ЛЬта 7163 октября въ 13 д. Къ сему приговору по MipcKOMy велЬнго богословскш попъ Зиновш Васильевъ руку приложилъ." СлЬдуютъ еще 5 рукоприкладствъ. 2) Арх. мин. юст. иисц. кн. 510, лл. 113, 114. Ср. Пр. Д. 1643 № лл. 47—48.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz